"Поролон": городской вальс-рок с Калуги
Самая печальная казанская рок-группа
Слушаем альбом 90-х годов группы "Поролон" — "Салат по-казански", "Атрофия мечты", "Сядь, успокойся". "Поролон" наряду с "ЗМЧ" — наиболее подробно представленная в сети казанская команда. Но отличает ее от ветеранов рока подчеркнутая локальность — в их песнях много поется о местных реалиях. Не потому ли в них сквозит такая безнадега?
Овраги и топи
Как и у многих других ансамблей Казани, история "Поролона" началась в КАИ, с ВИА "Лица" и песен советских композиторов. Через два года группа начала играть песни Сергея Панаева, студента факультета технической кибернетики и информатики, который вскоре отправил кассету с записями на BBC, радиоведущему Севе Новгородцеву, а тот их даже поставил в эфир.
"Поролон" активно сотрудничал с появившимся Казанским рок-клубом, выступал на телевидении, гастролировал, попал в большинство советских рок-энциклопедий. Тогда появляется определение их музыки — "городской вальс-рок".
В 1989-м группа выпустила альбом "Калуга", воспевающий одноименный район Казани. Панаев в нем жил по адресу: Старо-Пугачевская, 14. Исторически это была изрезанная оврагами Калугина Гора, потом — Калугинская стройка, нынешнее название район получил в 1930-е, тогда это была окраина Казани. Название улицы, где обитал Панаев, указывает на Емельяна Пугачева. Отсюда часть его войск ворвалась во время осады Казани в 1774 году в Суконную слободу. В словаре Даля "калуга" — это "топь, болото, сплошная мочажина, а также пойма, поемный луг, пожня".
В альбоме, помимо вокалиста Сергея Панаева и клавишника Владимира Ойкина, играл цвет татарской эстрады (не поющей, а играющей). Будущий лидер "Заман" гитарист Анас Бакиров, постоянный басист звезд 80-х Сергей Рычков, опытнейший аранжировщик Ильхама Шакирова Вадим Усманов… На саксофоне, кстати, играл Игорь Сиденко, писавший потом и рок-, и поп-составы, а также занимавшийся звуком в кино. В заглавном треке поется: "Я живу в частном доме, в бандитском районе, в грязи. Где на дорогах помои, куда не довозят такси. В гнилых и тесных домишках ютятся по трое семей. На темных улицах тени бродячих собак и людей".
Тем же составом записан и в том же году вышел "Человек настроения" с издевательскими "Казанскими страданиями": "Мы, казанские ребята, нынче ходим в "королях". Шарф махровый и "телага", ой, да и помпошка на бровях".
Стоит процитировать мнение корреспондента "Комсомольца Татарии" того периода: "Музыкальные аранжировки "Поролона" по-прежнему оставляют желать много лучшего. Однако звучать группа стала приятнее и ровнее. Но дело не в этом и… даже не в текстах, их сила заключается в том, что они несут в зал. Им есть что сказать людям, есть зачем выходить на сцену. Они нужны. А это главное".
"Грот", "Бегемот" и "Акчарлак"
В марте 1990 года на фестивале "Рок-акция "Антиспид" Панаев объявляет о распаде группы, но потом пишет третий альбом "Салат по-казански", причем в студии "Тургай" при Союзе композиторов Татарстана, причем хождение получила копия, а не оригинал. Это очень злой альбом. Половина песен в нем — сатира на отношения с женским полом. Вторая часть — разочарование в настоящем: "Десятки лет ухлопали мы на аплодисменты хмельного веселья, Но мы пировали во время чумы и лишь бы теперь не подохнуть с похмелья".
Другие два альбома 90-х, "Атрофия мечты" и "Сядь, успокойся", записаны на катушечный магнитофон "Идель". Первый, на котором зафиксированы песни 1988—1993 годов, начинается с композиции "В городе Казани", исполненная под свингующее пиано: "Приезжай! Я покажу тебе бар "Грот". Мы попьем пивка в подвале "Бегемот". А как наступит мрак, мы закажем в ресторане "Акчарлак" — "Рашен водка", "Татарча чак-чак"".
На следующем диске примечательная песня "Дай мне уйти": "Я продолжаю продолжать движенье в следующий скучный день". Основу звучания этих песен составляет аккомпанемент на синтезаторе и гитаре под встроенный ритм-бокс. Из-за чего они слушаются как саундтрек к жизни главного героя, спетые в пустынном ресторане.
После этого "Поролон" в студийном плане затих на десять с лишним лет. В нулевые группа выпустила два альбома. Панаев умер осенью 2013 года, история коллектива, в котором переиграло до 40 музыкантов, закончилась.