Мастер комедии и любительница экранных драк: жизнь и творчество Аллы Суриковой
«Кино – это диагноз, – говорит она. – Снять трагедию, драму или мелодраму гораздо легче. Но только самые смелые и отчаянные, я бы сказала – сумасшедшие и чокнутые – берутся за комедию».
У Аллы Суриковой получается феерическое кино. Это она собирает вокруг себя самые звездные актерские коллективы. Это она в далекие 70-е придумала детский киножурнал «Ералаш». Это ей Юрий Никулин в шутку пожаловал шесть гектаров земли на малой планете, которая была названа его именем.
Смотрите фильм Аллы Суриковой «Суета сует» в пятницу, 12 января, в 21:15 и в субботу, 13 января, в 10:10 на телеканале «МИР».
Воровские куплеты и шпионская романтика
Алла Сурикова (в девичестве Заславская) родилась 4 ноября 1940 года в Киеве. Ее мама Софья Ясиновская была врачом, а папа Илья Заславский работал киноинженером. «Это были очень светлые люди, они любили музыку, смех, танцы, и сколько я помню, папа всегда шутил, а мама хохотала», – рассказывала Сурикова в одном из своих интервью. Она вспоминает своих родителей с необыкновенной теплотой и нежностью. Говорит, что мама была очень красивая, с тонкой талией, и очень нравилась мужчинам. «Но папа ей совершенно доверял, и потом я поняла, что он правильно делал», – рассказывала Алла Сурикова. О маме она вспоминала, что как-то, когда они вдвоем ехали в поезде, то с ними в купе ехал летчик в очень красивой форме, который заявил, что, если мама не выйдет за него замуж, он выбросится из поезда на полном ходу. И даже попытался это сделать. «И мы с мамой вдвоем удерживали его, это было очень страшно и весело», – вспоминает Сурикова.
По словам режиссера, все ее детство было таким: было весело и немножко страшно, потому что все вокруг были «больны шпиономанией», так что жизнь имела приключенческий оттенок. Искали шпионов, всех подозревали – как в кино. В этом была даже какая-то романтика.
С самого детства Алла Сурикова была погружена в мир театра и кино. Отчасти из-за работы отца, а отчасти благодаря его двоюродным братьям: народному артисту Леониду Ясиновскому и другому – Якову Заславскому, который сыграл Фильку-анархиста в фильме «Интервенция». Да так, что одесские воры подарили ему за эту роль именные часы. Оба они работали в Одесском театре, но часто приезжали на гастроли в Киев.
Из-за них Аллу Сурикову чуть не выгнали из 4 класса, так как она притащила в школу воровские куплеты, услышанные от взрослых актеров, и вся школа потом их подхватила и с удовольствием распевала, приводя в ужас учителей и директора.
Математическая лингвистика как путь к журналу «Ералаш»
В детстве Алла Сурикова мечтала стать актрисой, но после окончания школы решила, что это несерьезно, и подала документы в Институт легкой промышленности. Правда, там она провалила экзамены, поэтому устроилась работать слесарем-сборщиком на авиазавод. Через год она поступила уже на филологический факультет Фрунзенского университета.
Как вспоминала потом будущий мастер комедии, именно в университете она по-настоящему вкусила «творческого яду»: в студенческих капустниках, в поэтических перепалках с друзьями, в попытках самостоятельного стихотворчества.
Однако потом Алла Сурикова совершила новый крутой вираж: увлеклась математической лингвистикой и перевелась на Механико-математический факультет Киевского университета, на курс знаменитого профессора Льва Калужнина. И хотя диплом по математической лингвистике она защитила на «отлично», но работать по специальности не стала.
Окончив вуз, Алла Сурикова решила поступать в аспирантуру ВГИКа. Она послала туда свою работу по теории кино, с опорой на матлингвистику «К проблеме слова на экране». Работа понравилась, и Сурикову вызвали на экзамены во ВГИК. Но их Алла, по ее собственному признанию, «с треском провалила». После чего устроилась работать корреспондентом на киевское телевидение. Однако кино по-прежнему влекло ее, поэтому в конце 60-х годов молодая женщина пришла работать на киевскую Киностудию художественных фильмов имени Александра Довженко – ассистентом режиссера.
Съемочный процесс под руководством режиссера Александра Муратова оказался настолько увлекательным, что Сурикова решила поехать учиться в Москву, где в 1971 году поступила на Высшие двухгодичные курсы сценаристов и режиссеров. Она училась на отделении режиссеров-постановщиков детского фильма у Александра Алова, Владимира Наумова и Георгия Данелии.
Еще на режиссерских курсах Алла Сурикова сняла две курсовые работы: короткометражки «Девочка и Солнечный зайчик» и «Живая шляпа». После чего у нее созрела идея снимать детский юмористический киножурнал, состоящий из коротких смешных миниатюр, по аналогии со взрослым киножурналом «Фитиль». В Союзе кинематографистов эту идею горячо поддержали Ролан Быков и Кира Парамонова. Поэтому вскоре на Киностудии имени Горького родился знаменитый «Ералаш», который сразу стал популярным, причем не только у детской аудитории, но и у взрослой. По правде говоря, его полюбили куда больше, чем излишне назидательный, скрипуче-сатирический «Фитиль».
Мастер комедии и страстная любительница экранных драк
Курсы Алла Сурикова окончила в 1973 году. Ее дипломный фильм «Лжинка, или Маленькая ложь и большие неприятности» получил приз Госкино УССР «За лучшую режиссуру». Ее пригласили работать на Киностудию Довженко, но там она сняла всего два фильма, после чего окончательно переехала в Москву.
Известность пришла к режиссеру в конце 70-х, когда она сняла на «Мосфильме» мелодраматическую комедию «Суета сует» с Галиной Польских и Фрунзиком Мкртчяном. Критики высоко оценили картину, а в кинотеатрах ее посмотрели более 30 миллионов зрителей.
Эта первая комедийная работа определила дальнейший стиль Аллы Суриковой. После нее режиссер снимала светлые и яркие комедии одну за другой. «Мой принцип: этого не было, но могло бы быть», – говорит Алла Сурикова. А коллеги вспоминают: «Когда Алла начинала работу, она была отважная, в ней чувствовался запал решимости и творческая смелость».
Все последующие работы режиссера имели не меньший успех, чем «Суета Сует», а позже вошли в золотую коллекцию советского кино. Так, безусловным шедевром оказался фильм Аллы Суриковой под названием «Ищите женщину». Это полный восторг и море положительных эмоций, хотя в нем нет никаких спецэффектов, сложных съемок и многого другого. По сути – телеспектакль, ведь все действие происходит в одном и том же помещении. Но сколько в нем души, обаяния, юмора.
Именно в фильме «Ищите женщину» Алла Сурикова впервые сняла постановочную драку. После этого без драк не обходилась ни одна ее картина. «За что меня крепко полюбили каскадеры и еще крепче полюбила их я», – говорила Алла Сурикова.
Больше всего зажигательных драк и эффектных трюков было в фильме «Человек с бульвара Капуцинов». Никто в отечественном кинематографе не снимал до Суриковой вестерны, так что она оказалась пионером этого жанра. На съемках картины собралось сразу несколько каскадерских групп, причем каскадеры не только придумывали и выполняли трюки, но и снимались в массовке.
Позже актеры вспоминали, что пока под Феодосией строили ковбойский городок, они пересмотрели огромное количество вестернов, и в итоге придумали массу ярких сцен: что-то позаимствовали, а что-то изобрели сами. Например, для драк отлили бутылки из смолы: они выглядели натурально, но бились очень легко, не причиняя вреда дерущимся. В результате фильм Аллы Суриковой получил среди прочих премий приз «За лучшую драку между советскими актерами», а киноведы называли его самым зрелищным фильмом отечественного кино.
Всего Алла Сурикова сняла более 30 фильмов, самый новый из которых «Любовь и сакс» вышел на экраны совсем недавно – всего два года назад.
Она не только режиссер, но еще и много лет работала преподавателем сразу трех вузов, причем всегда говорила, что работа со студентами – это не формальное общение, а взаимно обогащающий процесс.
А еще она мама и трижды бабушка, причем все ее внуки зовут ее просто «Аллочка», так уж повелось в семье: «это подружка Аллочка, это советчик Аллочка, это бабушка, звездочка и талисман на счастье. Она как облачко, которое всегда где-то надо мной и показывает мне правильный путь», – говорит о ней младший внук. А сама она вздыхает, что сейчас бы откинуть лет так 25-30, и с теперешним опытом, да с новыми силами – на съемочную площадку, снова творить кино, и конечно, комедию – вот было бы здорово.