Александр Ведерников: 60 лет со дня рождения (11 января 1964 – 30 октября 2020)
11 января исполнилось 60 лет со дня рождения дирижера Александра Александровича Ведерникова. Будущий маэстро вырос в семье выдающихся музыкантов. Его отец — знаменитый бас, солист Большого театра, народный артист СССР Александр Филиппович Ведерников. Мама — органистка, профессор Московской консерватории, заведующая кафедрой органа и клавесина Наталья Гуреева. У него были прекрасные наставники. Науку дирижирования Александр Александрович постигал в Московской консерватории у профессора Леонида Николаева, стажировался у Марка Эрмлера. В 1988–1990 работал в МАМТе имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. В 1988–1995 — ассистент главного дирижера и второй дирижер Большого симфонического оркестра Гостелерадио (с 1993 — БСО имени П.И. Чайковского) под управлением Владимира Федосеева. В 1995 Ведерников основал оркестр «Русская филармония», художественным руководителем и главным дирижером которого был до 2004 включительно. Но главным творческим взлетом в карьере Ведерникова стала должность музыкального руководителя, а фактически и главного дирижера Большого театра России, на которую он был приглашен в 2001 новым генеральным директором театра Анатолием Иксановым. До этого, в 1990-х, театр переживал определенный творческий и организационный кризис. 2000-е же стали периодом подъема и новых значительных достижений, в чем велика была и заслуга музыкального руководителя. Ведерников был дирижером-постановщиком многих резонансных спектаклей тех лет. Среди них Хованщина» (2022, режиссер Юрий Александров), «Адрианна Лекуврёр» (2002), «Турандот» (2002, режиссер Франческа Замбелло), «Руслан и Людмила» (2003), «Летучий голландец» (2004, копродукция с Баварской оперой», режиссер Петер Конвичный), «Огненный ангел» (2004, режиссер Франческа Замбелло), «Дети Розенталя» Леонида Десятникова (2005, режиссер Эймунтос Някрошус). «Война и мир» (2005, режиссер Иван Поповски), «Фальстаф» (перенос спектакля Ла Скала, 2005, режиссер Джорджо Стрелер), «Евгений Онегин» (2006, режиссер Дмитрий Черняков), «Борис Годунов» (в авторской редакции, 2007, режиссер Александр Сокуров), «Сказание о граде Китеже» (2008, режиссер Эймунтас Някрошюс)… Композитор Владимир Тарнопольский: «Он блестяще знал оперные партитуры и все тонкости искусства оперного дирижирования. Это был талант огромного масштаба и обширных знаний. Но, помимо этого, Александру были свойственны те редкие качества, которых так не хватает в нашей стране многим руководителям, — долгосрочное планирование и каждодневная кропотливая работа по движению к поставленной цели. Исключительно добродушный, с прекрасным чувством юмора, Александр, может быть, и не был ведущим мировым “спринтером”, исполняющим по семь программ в неделю, но, безусловно, он был замечательным “стайером”, умевшим рассчитывать бег на самые дальние дистанции и достигать при этом высочайшего художественного результата». Композитор Леонид Десятников: «Миф Большого Дирижера вызывает в нашем (под)сознании смутный образ белого цисгендерного начальника, образ красиво помавающего руками властного и артистичного Нарцисса. Титана пульта, по ехидному замечанию Стравинского. В Ведерникове этого гламурного пафоса не было совсем. Он, безусловно, был профессионалом высочайшей пробы. С ним я чувствовал себя, как за каменной стеной. И, конечно, меня изумляла его исключительная доброта – качество, отличавшее его от многих собратьев по дирижерскому цеху». В тех же 2000-х Ведерников был членом дирижерской коллегии Российского национального оркестра, гастролировал с ним во Франции, Германии и США. В 2005 дебютировал в Парижской национальной опере (Опера Бастилии) в качестве музыкального руководителя новой постановки «Бориса Годунова» (режиссер Франческа Замбелло). Дирижировал в Ла Скала, Ла Фениче и других знаменитых оперных домах мира. Покинув Большой театр в 2009, Ведерников уехал в Данию, где возглавил Симфонический оркестр Оденсе. С 2018 он был главным дирижером Датской королевской оперы и Датского королевского оркестра (с этим оркестром, одним из старейших в мире, Ведерников дважды выступил в Москве, в июне 2018). Неоднократно приезжал в Москву, дирижировал лучшими оркестрами: Госоркестром имени Е.Ф. Светланова РНО, НФОР. Каждый его концерт становился незаурядным событием музыкальной жизни. В 2019 Ведерников был приглашен на должность музыкального руководителя и главного дирижера Михайловского театра. Но проработать на этом посту ему довелось недолго. 4 октября 2020 он дирижировал на открытии оперного сезона 2020/2021 Михайловского театра спектаклем «Сельская честь», а 30 октября скончался от безжалостной коронавирусной инфекции. Александр Ведерников ушел из жизни внезапно, еще молодым человеком, в 56 лет. Он не успел достичь того возрастного рубежа, за которым для дирижеров открываются новые перспективы и горизонты: не случайно говорят, что дирижирование — профессия второй половины жизни. Но и за те годы, которые были отпущены Ведерникову, он сделал много в своей профессии. «МО» Дорогие наши читатели, коллеги, друзья! Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах. Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»! Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения». Также вы можете поддержать наше издание финансово. ПОДДЕРЖАТЬПОДПИСАТЬСЯ «Музыкальное обозрение» в социальных сетях
Запись Александр Ведерников: 60 лет со дня рождения (11 января 1964 – 30 октября 2020) впервые появилась Музыкальное обозрение.