Мальчик, птица и все-все-все
В последнее утро прошлого года мы сходили на "Мальчика и птицу". Почему его никто не обсуждает, а только "Слово пацана"? Почему в зале нас сидело всего 13 человек? Из которых 10 пришли в составе нашей компании… Зато – КАК мы сидели! Не дыша, наслаждаясь и участвуя всеми фибрами, иногда смеясь, порой роняя слезы. Кстати, мастер рисовки и нюансировки, о чем мы еще поговорим, Миядзаки удивительно тонко показывает момент зарождения слез, физику (и лирику) плача. В обычном-то кино мы очень ценим достоверность эмоций и всяческую психологию, а что с анимационным? …Только Миядзаки может намекнуть зрителю, что женщина готовится стать матерью, — нюансами пластики, бережностью движений; силуэт и особенности одеяния такой возможности не дают. Последний фильм Миядзаки, который все называют его завещанием, удивителен, как все у этого автора, — но по-новому. Сразу оговорюсь, я не специалист по творчеству этого, бесспорно, великого режиссера, видела многое, но не все и без системы. Я не смогла оценить множество автоцитат , разбросанных в ткани двухчасового анимационного фильма; к счастью, знатоки Миядзаки мне на это указали. С учетом вышесказанного "Мальчика и птицу" можно трактовать как прощальное, итоговое высказывание, но большой художник тем и интересен, что непредсказуем, независим и не укладывается в общую канву. Миядзаки и этот-то фильм сделал вопреки обещанию больше фильмов не создавать. И будучи, на секундочку, 82-летним человеком. Что по японским меркам, возможно, не так уж и много. Эту истории Миядзаки не сочинил, а переработал. В основе фильма лежит одноименный роман Ёсино Гэндзабуро 1937 года под названием "Как поживаете?", наши прокатчики кино переименовали. Книгу я не читала, пишут, что сюжетно она с мультфильмом почти не связана, но художнику порой бывает достаточно интонации. "Как поживаете?" фигурирует в "Мальчике и птице" – физически, томиком, завещанным герою его погибшей мамой. Книга появляется и в финале, в составе багажа, перед тем, как герою приходит пора возвращаться в Токио, а титрам – бежать по голубому фону. Этим символическим жестом автор фильма словно отдает должное источнику вдохновения. Тонкость, деликатность, внимание к мельчайшим деталям не уступают сюжету и умопомрачительной фантазии создателя. Даже существа варавара – шарики с глазками – неодинаковы, когда бегут, движутся, прочитывается динамика, характер белых телец. Право на индивидуальность есть даже у таких икринок, художник не превращает их в паттерн, все в фильме дышит и проживает свою жизнь. Даже узор в виде нарциссов на одеяле мальчика говорящий: речь не о символах, а только об образности, эстетической рифмовке всего со всем. А мимика! Крошечные точки, штришочки и неуловимые сокращения разворачивают нам тонкую и сложную психологию при, казалось бы, достаточно условной "анимешной" рисовке лиц. Даже на фоне захватывающей истории, экшена, невероятных локаций, фантастических неевклидовых декораций поражает персонаж Серой Цапли. Давно не встречался образ трикстера такой силы. Злобный лукавый Петрушка, спрятанный в теле птицы. Которого, как сказала одна девушка из нашей компании, Цапля из себя "выташнивает", а когда надо, заталкивает внутрь. Омерзительное существо, смешное, нелепое и опасное, однако, спасает героя. А для начала – втравливает его в Одиссею, необходимую для принятия важных перемен в жизни. За последнее время герой подобного же отвратительного обаяния и охранной мощи был замечен в повести "Калечина-Малечина" Евгении Некрасовой. "Мальчик и птица" – густонаселенный фильм; некоторые персонажи участвуют в действе целыми популяциями. Героев и локации даже перечислять увлекательно: попугаи-милитаристы, чудесные старухи-обереги, прадед-демиург, башня неизвестного происхождения, умирающий пеликан, дева-огонь (в другом измерении – погибшая мама) и старуха Кирико в молодости (приз симпатий автора заметки). Такая сказочная рыбачка Соня, могучая и прекрасная, добытчица, кормилица существ варавара. Когда в финале Кирико-старуха, кряхтя и охая, вылезает у героя из кармана, у всех нас десятерых брызнули слезы. P.S. Я ставила в этой заметке точку, когда пришла новость, что "Мальчик и птица" Хаяо Миядзаки получил премию "Золотой глобус" как лучший анимационный фильм. Предсказываю проекту и другие престижные премии, впрочем, главный приз режиссер уже получил – любовь и преданность зрителей.