Покоренные вершины Юрия Соломина. Не стало великого актера
Не стало Юрия Соломина. «Уходит эпоха!» — скажет кто-то. И будет прав. Несравненный «адъютант его превосходительства». До сих пор Павел Андреевич Кольцов — эталонный экранный образ русского интеллигента в военном мундире и погонах.
Он и в жизни был именно таким: утонченным, скромным и чуточку озорным. Иногда это вдруг выплескивалось наружу в комедиях и водевилях. Вспомним трактирщика Эмиля из «Обыкновенного чуда» (реж. Марк Захаров) или Генриха Айзенштайна из «Летучей мыши» (реж. Ян Фрид). Жаль, этот несколько растворенный в интеллигентности актера комедийный дар не так часто использовали режиссеры. Уж слишком хорош Юрий Соломин был внешне и слишком шли ему любые мундиры.
Он был из семьи музыкантов. Мать играла на фортепиано. Отец вообще был мультиинструменталистом: скрипка, гитара, домра и еще несколько струнных. В Москву приехал из Читы поступать в театральный вопреки желанию матери, видевшей в Юрии Мефодьевиче будущего хирурга. Все перипетии поступления старшего сына с ним стойко разделил глава семьи.
И дома-то жили довольно бедно, а тут еще в Москве отец потерял все деньги и документы. Пришлось реально сидеть на сухарях. Попробуй декламировать перед приемной комиссией, когда голодное урчание в животе вот-вот заглушит твой голос. Однако все случилось. Вера Пашенная, которая набирала курс, взяла красивого одаренного юношу даже без участия в третьем туре. И уже с середины 50-х его начали постепенно задействовать в спектаклях на сцене Малого театра. Кстати, здесь за ним числилось амплуа характерного актера. Он и представить не мог, что спустя 30 лет станет художественным руководителем и три десятка лет будет руководить одним из главных театров страны.
С 60-х все замечательно стало складываться и в кино. Отличная внешность, завораживающий взгляд. За актером можно было просто наблюдать, даже особо не следя за сюжетом. Кстати, в кинокарьере ему достанется немало ролей, где он будет держать зрителя не на ярких эмоциях, а исключительно на обаянии. И вот грянул 1969 год — «Адъютант его превосходительства», пятисерийная кинолента режиссера Евгения Ташкова. С той поры и поныне с Павлом Кольцовым может конкурировать только один персонаж — Макс Отто фон Штирлиц.
Как выяснилось, это далеко не самая главная вершина, которую суждено покорить Юрию Соломину. К 1975 году, когда в творческом багаже уже были Сергей Головко из фильма «Инспектор уголовного розыска», Иван Телегин из сериала «Хождение по мукам», Алексей Звягинцев из «Блокады», на экраны вышел советско-японский фильм «Дерсу Узала» режиссера Акиры Куросавы. Одна из главных ролей — Арсеньева — была сыграна Соломиным. В том же году лента была удостоена премии «Оскар» как лучший иностранный фильм.
Хотя мы не знаем, что именно считал своей главной вершиной сам Юрий Соломин. Может быть, Малый театр, который он вел, как капитан, сквозь шторма и испытания в сложнейшие для искусства годы, включая 90-е. А незадолго до своей кончины успел лично возглавить труппу на гастролях в Луганске.
Нам же, зрителям, он дорог за каждое появление на сцене или на экране. Пусть кому-то больше импонирует спокойный, уверенный в себе следователь, а кому-то — мелодраматичный трактирщик, кому-то — полковник КГБ, а кому-то — выдающийся путешественник-этнограф.
В безграничном наследии Юрия Мефодьевича Соломина можно найти с десяток шедевров и множество просто прекрасных, дорогих нам персонажей.
Уходит эпоха. Остаются ученики, почитатели, роли...
Читайте также:
«Голые и несмешные». Есть ли покровители у скандальной вечеринки Ивлеевой?
Живем ли мы в «матрице»: итоги исследования, что говорят законы физики
Алла Пугачева не поет с 1986 года? Что не стыкуется в версии Градского