Две восьмерки в творческой судьбе маэстро: 12 января Раймонду Паулсу исполняется 88 лет

Знатоки инструментальных жанров порой склонны утверждать, что музыка сама выбирает своих преданных поклонников. Опровергать столь очевидный резон не возьмется никто, впрочем, как и то, что музыкальный мир эстрадных шедевров на изломе веков трудно сегодня представить без клавиров внешне флегматичного, а на самом деле - похожего на дышащий вулкан оркестровых страстей композитора Раймонда Паулса, который 12 января отмечает свое 88-летие.

Две восьмерки в творческой судьбе маэстро: 12 января Раймонду Паулсу исполняется 88 лет
© Российская Газета

Оставаясь один на один с бело-черными клавишами виртуозного инструмента, латвийский композитор, вдохновленный мелодиями бессмертного джаза, утверждают музыкальные критики, в один прыжок сумел преодолеть два столетия, продолжая покорять своих поклонников лирическими аккордами возвышенного вдохновения.

И хотя все свои дни рождения маэстро еще при жизни своей легендарной феи - Ланы, которая покинула этот мир в минувшем году, считал рутиной, его друзья, поклонники и исполнители в этот день продолжают засыпать его электронный адрес и телефон миллионами поздравлений и лепестками тех алых роз, которые преподнес ему в свое время поэт Андрей Вознесенский.

Но кончина супруги в августе минувшего года стала для Паулса громом небесным. По словам коллег, после ее ухода накануне 61-ой годовщины их совместной жизни маэстро лишился мудрого советчика, справедливого критика и ангела-хранителя, которая не раз не только отводила от него житейские беды, но и помогала по-своему шлифовать творческий дар композитора.

Кстати, листая страницы быстротекущей творческой биографии, Паулс часто любил повторять, что как композитор он вырос еще в студенческие годы на джазе. Неслучайно этот музыкальный жанр принято порой считать генетическим кодом исполнителя. Его прелесть заключена в неутихающей импровизации, уловить которую - уже божий дар, недоступный многим музыкантам, которые считают себя великими. А своими идолами в мире джаза маэстро в разговорах обычно называл Оскара Питерсена и Эрла Гарднера, манеру игры которых и сам старался копировать за роялем.

Увлеченность Паулса смолоду джазом, как и для его сверстников и друзей, было чем-то большим, чем выбор из дежурного музыкального меню, поясняют его биографы. Это была философия поступка: душевный отклик и внутренний протест - одновременно. Может быть, поэтому его ноктюрны в синкопической аранжировке для многих почитателей таланта композитора до сих пор звучат из открытых окон квартир, овеянные сюжетами архитектурного стиля старого города и великими именами янтарного побережья.

Правда, вспоминает сам композитор, было время, когда кое-кто говорил, что его произведения чересчур сентиментальны, и флегматично добавляет, что в принципе, "все люди по своей сути сентиментальны, только некоторые это скрывают. Если бы это было не так, они бы не пели мои песни. Но ведь поют!" - с лукавой улыбкой признается маэстро.

Удивительно, но при всей увлеченности джазом, он считает себя академистом и консерватором, поклонником романтической музыки Петра Чайковского. Кто самый популярный в мире из русских композиторов, задается вопросом маэстро и отвечает: "Конечно, Чайковский", - и добавляет: "а рядом с ним - великолепный Рахманинов". Более того, маэстро всегда считал себя наследником и представителем русской пианистической школы.

Автор более пятисот музыкальных шедевров, музыки к трем балетам и театральным постановкам, он как щедрый родитель взрастил целую плеяду и для советской эстрады. Между прочим, он до сих пор сожалеет, что творческие перекрестки не соединили его с Муслимом Магомаевым - почти ровесником, блестящим вокалистом, который пользовался невероятной мировой популярностью.

Но, как известно, биографии самородков редко смахивают на традиционные трафареты. Вспоминая свое детство, будущий композитор кратко признавался: "бедно жили", но не забывал при этом добавлять, но…"под звуки музыки". В их квартире на побережье Даугавы по вечерам он увлеченно слушал репетиции ансамбля "МиХВо", названного так по именам его энтузиастов: Михаила, Хария и отца Раймонда. Михаил играл на гитаре, Харий на скрипке, а Волдемар - на барабане.

Более тридцати лет назад, напоминают биографы маэстро, его сестра, мастер гобелена Эдита Вигнере-Паулс, соткала яркое полотно под название "Гармония". На нем маэстро изображен за роялем, в окружении музыкантов. Эмоциональность композиции, на взгляд знатоков, передает радостную атмосферу творчества в поисках интонационного идеала для песен.

Именно этот алгоритм и составлял потребность в творческом тандеме Раймонда Паулса с Янисом Петерсом и Евгением Евтушенко, Михаилом Таничем, Робертом Рождественским и, конечно, с Ильей Резником. А в когорте соловьев отечественной эстрады наравне с примадонной в музыкальной аранжировке его песен блистали в свое время Эдита Пьеха и Лариса Мондрус, Николай Гнатюк и Александр Малинин, Андрей Миронов и Ренат Ибрагимов. Словом, целая плеяда известных исполнителей ушедшей эпохи.

Слушать игру уникального композитора, как и читать о нем, можно только с одинаковым настроением - увлеченности. Пронзительную книгу о маэстро издала несколько лет назад бывшая коллега по журналистскому цеху. В ней она вспоминает, что было время, когда под окнами городской квартиры маэстро в его день рождения долгие годы играл оркестр под аккомпанемент юрких "Жигулей", которые, огибая уютный квартал в центре столицы, ритмично подавали торжествующие сигналы.

Но с тех пор прошла целая эпоха. Исчез Советский Союз, Латвия стала суверенным государством. А чем же был занят лидер музыкального олимпа в "лихие девяностые"? Конечно, признавался он сам, не избежал и политической турбулентности, но продолжал концертировать и творить все с тем же азартом.

Отдаваясь душой любимому жанру, писал пьесы для мюзиклов, создавал ансамбли, в частности, детский "Кукушечка", который имел грандиозный успех. "Испытываешь особое чувство, когда учишь песни и репетируешь с певцами, которым всего пять лет. А приводят их папы и мамы, которых тоже знаю ровно с такого же возраста", - говорил Паулс.

За свою долгую, как дорога в дюнах, карьеру маэстро руководил и Рижским эстрадным оркестром, основал популярный ансамбль "Модо". Успел побывать и в руководящем кресле министерства культуры. А на грани веков даже баллотировался на пост президента.

Однако для миллионов его поклонников на всем постсоветском пространстве Раймонд Волдемарович по-прежнему, в первую очередь, автор знаменитых хитов "Маэстро", "Старинные часы", "Миллион алых роз", "Полюбите пианиста", "Вернисаж", "Бабушка рядышком с дедушкой"… Его музыка не стареет, а с годами знаменитые мелодии не забываются, единодушно утверждают исполнители и слушатели его шлягеров.

А вот на недавний вопрос местных журналистов о пройденном жизненном пути прославленный композитор ответил с философской откровенностью: "Кажется, мне удалось сохранить себя таким, каким я был всю жизнь. Иногда моя музыка была хороша, иногда не очень... Как было, так было... Был ли тот путь, по которому я шел, правильным? Для меня - да! Время все расставит по своим местам. Я не прошу петь мне дифирамбы или ругать меня, а лучше оценивать все честно. Давайте зададим себе вопрос - что мы сделали хорошего или плохого людям? Это один из важных вопросов в жизни", - резюмировал великий маэстро.