Песня – борец: амурский спортсмен рассказал о своей особенности

Ранее мы рассказывали об амурчанах с необычными именами (Герой) и фамилиями (Матрос).

Песня – борец: амурский спортсмен рассказал о своей особенности
© 2x2.su

Брал Россию дважды

В этот раз наш герой - благовещенец Роман Песня. Молодой спортсмен, 20 лет всего, но очень перспективный. В 2023 г. стал победителем первенства России по греко-римской борьбе в весовой категории 60 кг. Преимущество амурчанина было настолько явным, что два поединка он закончил досрочно.

Естественно, от человека с такой фамилией ждёшь песен, но у Романа не тот случай - он оглох при рождении. Но мы попробовали узнать о нём всё что смогли.

Для начала спросили у тренера Романа - Евгения Сафронова, как парень в спорт пришёл?

Это не он ко мне первым пришёл, а я к ним - в интернат для глухих № 8 - в 2010 г., - рассказывает Евгений Геннадьевич. - До этого я даже не знал, что есть спорт глухих - работал исключительно с говорящими и слышащими. И вот свела меня судьба с парнем из Иркутска - он ранее там занимался, у них школа для глухих сильная - даже сурдлимпийские чемпионы есть. И этот парень четыре года учился в Благовещенске в медколледже, а параллельно вышел на меня, и я его тренировал. Мы с ним ездили на первенство России, познакомился я там со старшим тренером. И он сказал: мол, узнай, у вас областной город - обязательно должен быть интернат для глухих - и дерзай! Я вернулся и пошёл к директору интерната с предложением организовать секцию. Идею поддержали.

Взял Евгений с собой двух парней в помощь, сделали для воспитанников школы показательное выступление. И уже на следующий день все кто могли записались в секцию.

Евгений поначалу сам пытался общаться со своими подопечными. Потом взял себе в помощники паренька из своих же спортсменов, который и язык жестов хорошо знал, и сам более-менее разговаривал.

Вскоре секцию перевели в отделение спорта глухих в амурской школе олимпийского резерва, в которой Сафронов работает.

Роман же пришёл в 2011 г. - во второй набор. Он в числе самых маленьких был - 2003 года рождения, - продолжает тренер. - Но хоть маленький, да удаленький. Не то что прямо так особо из всех выделяющийся, но очень шустрый: глаз да глаз за ним - бойкий, энергичный, везде лезет. Как борец - безусловно, перспективный: уже брал Россию в возрастной группе 12-13 лет.

Песня не поют

Но тренер, к сожалению, о происхождении фамилии Романа ничего не знает. Связались с председателем амурского отделения Всероссийского общества глухих Светланой Карасенко, в котором состоит семья парня. И договорились на встречу со всей Песней.

Папа - Андрей, мама - Люба, сам Рома - недавно, кстати, на работу устроился в большой магазин фасовщиком фруктов. В дальнем углу с игрушками - младший, Артём, ему пять лет, - знакомит Светлана Филипповна - переводчик в нашем разговоре. - Отец - амурчанин, мама - приморская. Познакомились в поезде Москва - Владивосток: она ехала в столицу, он - в Иркутск. Глухие, чтобы вы знали, вообще быстро знакомятся.

В Благовещенск семья переехала из Свободного два года назад. Андрей - в строительстве, вечно по вахтам: и в Приамурье, и на Сахалине, и на Курилах, даже в Корею пробовал. Цель - заработать на квартиру. Но в Свободном и с жильём напряжённо, и переводчика нет - глухих мало. В областном центре Андрей устроился в управляющую компанию, Люба - мерчандайзером в магазине.

Андрей на свет появился глухим: видимо, родовая травма - при родах кровь из ушей текла, - продолжает С. Карасенко. - Но по его линии все слышащие были, насколько известно. Единственное - у деда-фронтовика глухота тоже приобретённая: уже после войны, похоже, было какое-то давление - также кровь из ушей пошла. У Любы глухота наследственная. Её мама, слабослышащая, на Дальний Восток приехала с Украины. Но Рома при таких родителях не был, скажем так, обречён на глухоту. Мог бы родиться слышащим - у основной массы глухих рождаются нормальные дети. Конечно, Андрей и Люба надеялись, что второй ребёнок будет слышащим - не сложилось. Но они же не перестали любить его. Да и со своими слышащими родственниками у глухих в общей массе хорошие отношения. И у Песни - так же.

К сожалению, о происхождении своей фамилии Андрей ничего не знает. Сказал только, что она - якутская - его отец якут. Также, мол, в соцсетях много встречал своих однофамильцев - все слышащие, к слову.

В принципе глухие, конечно, поют, - отмечает Светлана Филипповна. - Некоторые члены нашего отделения жестовым пением занимаются. Вот готовимся к шестому всероссийскому конкурсу концертных программ в Хабаровске. Но Песня - непоющие. А вот, например, родственники Андрея в Тынде и на гитаре играют, и частушки поют, но они - не Песня. Вот такая нестыковка.

Также родители Романа и со спортом никак не связаны. Отец, конечно, в школе в футбол играл, но кто из мальчишек не гонял мяч в своё время? Рома ничего другого не пробовал - сразу борьба. Глобальная цель - конечно, сублимпийский чемпион. Ну а так, для себя, у него ещё мини-футбол и флорбол - хоккей с пластиковым мячом в помещении.

Младший Артёмка уже со старшим братом борется - довольно сильный мальчишка, - одобряет С. Карасенко. - Может, тоже в этот спорт пойдёт. А пока нужного возраста достигнет, можно, например, плаванием заняться.

Незадолго до выхода материала в свет стало известно, что Роман сейчас в списке членов сборной России на 2024 г. С 13 января в Подмосковье начинаются занятия. Будем надеяться, что главная песня амурчанина - впереди!

Компетентно

По ходу разговора Светлана Карасенко обозначала немало интересных и проблемных моментов из жизни глухих, в том числе в Приамурье:

- У нас именно с наследственной глухотой - единицы. Основная масса - с приобретённой: например, в детстве перенёс воспаление лёгких, менингит. Детям вводили мощный антибиотик - стрептомицин, и они теряли слух. Бывают и другие приобретённые способы: в одной семье, например, девочка стала слабослышащей из-за безответственного воспитания со стороны её родителей. Вот сидит ребёнок дома в наушниках - в телевизоре, и звук на всю катушку! Поэтому и твердим молодёжи: не носите постоянно наушники, не делайте звук громко!..

Меня поражает, насколько упорно слышащие не хотят говорить с глухими или слабослышащими жестовым языком - на их наречии. Хотя обучиться этому, пусть на элементарном уровне, несложно. Сейчас школа пытается перестроиться, чтобы всё повесить на шею родителей, а в самой школе жестовый язык запретить, хотя есть официально признанный жестовый русский язык. А ведь без него ребёнок не поймёт ничего - он перепишет, что учитель укажет, но не разберётся в этом. И в дошкольном образовании таких проблем полно. Вот и Артёмка Песня в садик-то ходит, но кто с ним заниматься будет? Ему и остаётся там, что кушать, спать и играть, как сам может. Вот родители и думают, что и из Благовещенска нужно перебираться туда, где спецсадик есть: в Хабаровск или во Владивосток. В Приморье, например, у Любы сестра родная живёт…

Чтобы спорт глухих хорошо развивался, нужно и школьную физкультуру для таких людей поставить на должный уровень. Но вот я работаю с глухими 40 лет уже и всё бьюсь за это, а мне: «У детей справки - какая физкультура?» А чтобы 100 метров пробежать, справка нужна?