«Он пытался переделать ее в идеальную женщину» София Коппола о своем новом фильме про жену Элвиса Пресли

В роccийский прокат скоро выйдет «Присцилла: Элвис и я» — новый фильм Софии Копполы, в котором режиссер «Трудностей перевода» и «Марии-Антуанетты» рассказывает историю брака Элвиса и Присциллы Пресли глазами жены короля рок-н-ролла. У нее получается элегантная драма, построенная на умолчаниях и отсутствиях, — портрет женщины, обреченной на одиночество, пока ее звездный супруг проводит время на гастролях и съемках. Коппола рассказала «Ленте.ру» о том, как ей удалось найти небанальный взгляд на легендарного певца и актера.

«Он пытался переделать ее в идеальную женщину» София Коппола о своем новом фильме про жену Элвиса Пресли
© Lenta.ru

«Лента.ру»: Кажется, что многие ваши фильмы — в сущности, истории взросления. «Присцилла», заглавную героиню которой и зрители, и Элвис впервые встречают еще школьницей, тоже, по большому счету, именно такова. Почему вам так интересно рассказывать о взрослении?

София Коппола: Мне просто всегда было любопытно, как люди становятся тем, кем становятся, через что они ради этого проходят. «Присцилла» к тому же интересовала меня и как портрет целого поколения женщин — более того, поколения моей матери. Когда я прочитала мемуары Присциллы, по которым написан сценарий, то была поражена тем, насколько узнаваем ее опыт и насколько универсальны ее переживания. На фундаментальном уровне они понятны почти всем девушкам.

Вы начинаете фильм с кавера на Baby, I Love You, песню, написанную Филом Спектором. Сам Спектор говорил, что пишет подростковые симфонии — как позже говорили о своих композициях и Beach Boys. Но затем «Присцилла», напротив, как будто добивается контраста с этим вступлением, стремится к почти клаустрофобной камерности, противоположности симфонического эффекта.

Ого, я никогда не слышала этого выражения — «подростковая симфония», но это интересные и красивые слова. И они подходят. Я люблю музыку Фила Спектора, ее пышность и пафос. И она хорошо подходила для начала фильма, для того, чтобы подчеркнуть, как влюбленность первое время ощущается фантазией — прежде чем героиня столкнется с реальностью и окажется в очень интенсивных отношениях. Музыка хорошо помогала задать эти рамки. Но вообще вы правы.

Мне хотелось передать эпическое чувство первой любви София Коппола

Почти все рецензии на «Присциллу» называют ее феминистским фильмом. Вы согласны с этим определением?

Я понимаю логику — это все-таки история обретения женщиной индивидуальности, ее освобождения в каком-то роде. Присцилла жила с Элвисом в очень ограниченных условиях, почти в заточении, но нашла в себе силы оторваться от норм своего времени.

Наверное, эпитет «феминистский» уместен по отношению к «Присцилле» София Коппола

Вот это заточение — пусть и в золотых клетках — как будто переживают почти все ваши героини: и Мария-Антуанетта, и героини «Девственниц-самоубийц», и «Трудностей перевода». Почему вам близок этот мотив?

Женщины так долго были во многом ограничены, лишены тех или иных прав София Коппола

И когда ты работаешь с историческим материалом, ты должен учитывать эти реалии и искать способ передать их не только буквально.

Это ведь во многом фильм о скуке — о том, как героиня ищет, чем себя занять в огромном поместье Элвиса, пока он сам все время находится где-то еще.

Нет, не сказала бы, что именно о скуке. Хотя это кажется абсурдным — совершить столько усилий, чтобы попасть к нему в «Грэйсленд», чтобы в итоге все время проводить одной, не имея возможности ни вести какую-то социальную жизнь, ни даже устроиться на работу. Но, на мой взгляд, это в большей степени кино про изоляцию, в которую Присцилла попадает, когда становится Пресли. Она не то чтобы скучала — я же спрашивала ее саму, чем она занималась, пока его не было, и Присцилла рассказывала мне, как и чем увлекалась. Тут важнее контраст — когда Элвис был дома, было шумно, всегда был включен телевизор и радио, а когда он уезжал, она оказывалась в тишине, и часть нее как будто замирала до его возвращения.

Вы очень наглядно показываете, как Элвис пытался вылепить из Присциллы образ, который, как ему казалось, соответствовал его представлениям о женственности.

Да, он определенно пытался переделать ее в такую идеальную женщину, которую он себе представлял. А она была очень юна и пыталась ему угодить, поддавалась на эти его попытки. Но стоило ей повзрослеть, как она попыталась вырваться и найти саму себя.

Как сама Присцилла восприняла фильм?

Мне кажется, она осталась довольна. Я была счастлива, когда она приехала вместе с нами на премьеру на Венецианский фестиваль — и даже расплакалась от чувств после первого показа. Для меня было важно, чтобы мы сумели правдиво передать ее опыт — ведь хотя мы и советовались с ней по ходу работы, все равно многое из того, что она описывает в книге, мы могли только вообразить, и было страшно ошибиться. Но я рада, что она не увидела в фильме ничего преступного с нашей стороны.

Как много свободы у вас в принципе было, учитывая, что Присцилла выступала исполнительным продюсером фильма?

Она доверилась мне — и дала мне свободу сделать тот фильм, который я и хотела. Когда я написала сценарий, мы, конечно, много его обсуждали. Так что для меня это был новый, прежде незнакомый вызов, — найти баланс между тем, чтобы снять то кино, которое я хотела, и тем, чтобы желания самой Присциллы были учтены. Мне кажется, этот баланс нащупать нам удалось.

Эпоха, во время которой разворачивается «Присцилла», — американские 1950-е и 1960-е — очень богато представлена на киноэкране. Были ли какие-то фильмы, на которые вы ориентировались?

Я, конечно, очень многие фильмы тех лет — и фильмы, снятые позже, но рассказывающие об этих десятилетиях — люблю, но конкретных ориентиров в кино у меня не было. Пытаясь передать дух времени, мы больше опирались на фотографии и на хронику, то есть на документальный материал, а не художественный.

Конечно, когда мы снимали сцены в Лас-Вегасе, я не могла не вспоминать про Скорсезе и про «Казино» и «Славных парней» -- просто потому, что именно оттуда подчерпнуты все мои знания о том, какими были казино в 1960-х

Так что эти эпизоды, пожалуй, можно назвать оммажем его картинам. Конечно, фильмы, которые ты любишь, влияют на твои собственные — просто не всегда так явно. Например, мне всегда нравилось, как Рита Хэйуорт впервые появляется на экране в «Гильде» — и кажется, схожего эффекта я пыталась добиться от первого появления Кэйли Спэни в кадре в роли Присциллы.

Вы уже вовсю работали над «Присциллой», когда Баз Лурман начал снимать вышедшего в прошлом году «Элвиса». Эти новости не застали вас врасплох?

Сначала — да, не буду скрывать. Но когда я разобралась в его замысле и поняла, что его фильм будет сосредоточен на самом Элвисе, на стиле его выступлений и деталях его биографии, то подумала, что для меня это в каком-то смысле подспорье, шанс показать историю именно глазами Присциллы, не отвлекаясь на то, что она видеть лично не могла. К тому же я верила в ее книгу как прекрасный самостоятельный материал для кино. Когда я ее прочитала, то была удивлена тем, как мало на самом деле мы о Присцилле знаем. И это при том, что она была замужем за, возможно, самым известным человеком на планете в тот момент. Я, например, не знала, что, уже живя с Элвисом, она еще ходила в школу. Только представьте себе!

Ты каждое утро просыпаешься со знаменитостью, которую знают абсолютно все, а потом идешь в школу, где тебя окружают другие, очень любопытные подростки. Уникальная, почти сюрреалистическая ситуация София Коппола

Фильм Лурмана, где тот очень развернуто присутствует, — одна из причин, почему вы ни разу не показываете в «Присцилле» полковника Паркера, продюсера Элвиса?

Не совсем. Я старалась быть верна мемуарам Присциллы, а в них полковник толком не появляется. Она рассказывает пару раз о том, как разговаривала с ним по телефону, и пишет о том, каким его себе воображает, но это совсем незначительные фрагменты ее книги. Поэтому ему толком и не было места в фильме — он все-таки о личной жизни Элвиса, а не о профессиональной.

Это уже второй ваш фильм после «Марии-Антуанетты», который можно назвать биографическим. Вообще, каков ваш подход к байопикам?

В обоих случаях речь о жизнях, которые были куда масштабнее, чем может вместить любое кино. Поэтому, на мой взгляд, главная задача, когда работаешь с биографией, это решить, какие эпизоды жизни человека оставить за кадром, а какие — включить в фильм, при этом пытаясь все же передать на экране ощущение полноты прожитой человеком жизни. Это своеобразная головоломка, пазл, который нужно собрать воедино. К счастью, в случае «Присциллы» мне была доступна сама героиня — и я всегда могла спросить ее, как именно происходили те или иные события или насколько важными они ей кажутся.

Важная часть истории Присциллы — не то чтобы желанное столкновение со славой ее мужа. Вы же, в свою очередь, выросли в семье, которую известность и все, что к ней прилагается, тоже определяла, по сути, с момента вашего рождения. Чувствовали эту параллель?

Не вполне, ведь все-таки Присцилла сделала осознанное — насколько это возможно в подростковом возрасте — решение выйти замуж за знаменитого человека. Когда ты рождаешься в семье известных людей (отец Софии Копполы — режиссер «Крестного отца» Фрэнсис Форд Коппола — прим. «Ленты.ру»), это все же другое: выбора у тебя нет. Но, конечно же, я хорошо знаю и видела своими глазами то, как слава заставляет людей чуть иначе вести себя в тех или иных ситуациях, чем если бы ее не было в уравнении.

Фильм «Присцилла: Элвис и я» выходит в российский прокат 25 января