«Я пришла к минимализму через отрицание»: интервью с пианисткой Марией Черной

19 января в Малом зале филармонии состоится сольный концерт пианистки Марии Черной, в котором прозвучат два «Граунда» Генри Пёрселла, этюды и соната «Трилогия» Филипа Гласса, которая не исполнялась ранее в Петербурге, а также «Русские тупики» современного петербургского композитора Настасьи Хрущёвой в полной обновлённой версии. Концерт реализуется при поддержке главного спонсора – галереи MESS. Журналист и музыкальный критик Иван Морозов поговорил с Марией Черной о новой музыке, «русской тупиковости» и современном искусстве.
Иван Морозов: Новая музыка постепенно завоевывает любовь и доверие аудитории, как, например, современное искусство сейчас. Ещё лет 10 назад было сложно представить, что произведения современных композиторов смогут собирать полные залы концертных площадок. Но ситуация постепенно улучшается: рождаются новые ансамбли, появляются новые имена. Мария, расскажите, почему все-таки в своей концертной деятельности вы выбрали именно такой путь?
Мария Черная: Я играю современную музыку просто потому, что я живу в 2024 году, как и все остальные, потому пользуюсь современным музыкальным языком в том числе. Конечно, я играю классические программы и не буду от них отказываться, но помимо вечных объектов искусства есть еще и современный язык, которым мы пользуемся – обходить его я не буду, ведь я же говорю на современном русском языке, а не на древнерусском. Для меня игра современной музыки никогда не была самоцелью. Я существую в современном пространстве двадцать первого века и пользуюсь айфонами, банковскими картами и минимализм играю просто потому, что это для меня физиологически естественно. Но, конечно, от тройки с бубенцами или русской печи я пребываю в восторге, как и от какой-нибудь миниатюры Чайковского.
Иван Морозов: Часто ли вы сотрудничаете с современными композиторами?
Мария Черная: Я не так много сотрудничаю с современными композиторами. Несколько лет назад играла вещи современных композиторов, но года идут и вкусы музыкальные меняются. Я не гонюсь за тем, чтобы играть все свежевыпущенные опусы. Много всего сочиняется, но для меня важность в смыслах. Если уж цепляет меня что-то, то навсегда.

На концерте 19 января я сыграю новую версию «Русских тупиков» Настасьи Хрущевой. С тех пор как я их записала впервые в 2020 на Fancymusic, они разрослись значительно. Для меня каждый тупик – как музыка, из которой сложно выйти. Играешь и не можешь остановиться, снова и снова идешь на начало тупика, потому что для меня это музыка, в которой я вхожу в состояние и уже сложно остановиться играть. Застреваешь в тупике.
Иван Морозов: Что касается концерта, который пройдет 19 января в Малом зале филармонии. В программе заявлен композитор эпохи барокко – Генри Пёрселл, американский минималист – Филип Гласс, а также современный петербургский композитор – Настасья Хрущёва. Сама ли ты составляла программу?
Мария Черная: Программы всегда я составляю сама. Дело в том, что с годами я стала больше любить той музыки, что по краям находится – по дальним берегам друг от друга – барочная и современная. А середина – романтизм/классицизм либо играю в других концертах, либо играю концерты с оркестром с такими произведениями. То, что я выбираю программы сама, позволяет мне играть самые «вкусные» вещи, играть то, что хочется. Гранды Перселла я люблю, причем у меня довольно мало любимых произведений в принципе. Я могу переслушать тысячу раз одно и то же, а соседнюю сонату не слушать вообще никогда.

Из современной музыки, мне кажется, каждый музыкант выбирает то направление, которое ему ближе, потому что их очень много. Мне близок минимализм. Мне нравится долгое дление звука на одном и том же материале. Это заставляет людей задуматься, либо не понять и уйти. Я и сама пришла к минимализму через отрицание. Была помладше и считала минимализм чем-то несерьёзным по сравнению с Шопеном и прочими, но нужно было просто пару лет подождать и понять. Я признаю минимализм за то, что пока я играю – я лично нахожусь в процессе размышления и смыслы здесь закрытые, а не открытые, как в классической музыке. Это кардинальное отличие.
Иван Морозов: Что для тебя – минимализм? Как он соотносится с личным восприятием окружающего?
Мария Черная: На мой взгляд, минимализм – музыка скрытого смысла. Смысл, который я передаю в ту минуту исполнения на каждом концерте, он разный и со стороны его даже невозможно понять, как и невозможно понять, что подумал слушатель. И здесь это и не нужно. Это наподобие молитвы. Ты можешь видеть просто набор букв и не понимать, зачем нужно повторять это столько раз, а можешь молиться и видеть, какие изменения происходят с тобой. Я думаю, правильно, что тогда в юности я минимализм не поняла. Была слишком маленькой. А сейчас время пришло.
Иван Морозов: А что лучше послушать у минималистов? Есть ли твой личный ТОП?
Мария Черная: Из минималистов я бы посоветовала послушать Стива Райха «Violin phase», «Music for 18 musicians», этюды и «Метаморфозы» Филипа Гласса, «Canto ostinato» Симеона тен Хольта, Владимира Мартынова «Машину воспоминаний», Арво Пярт «Für Alina».
Иван Морозов: Ты даёшь концерты только в Петербурге?
Мария Черная: Я выступаю с концертами по всей России. Конечно, в большей степени в родном Петербурге, но география выступлений будет и дальше разрастаться. Недавно впервые играла в Саратове два концерта с оркестром – Баха соль минорный и Шнитке фортепианный концерт с Поволжским камерным оркестром под управлением дирижера Михаила Мясникова.