Роковые сороковые: Духоподъемная сила кино и мобилизация искусства

30 января исполняется 100 лет крупнейшей киностудии Европы - "Мосфильму". Студии, где сняли свои лучшие фильмы Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин, Александр Довженко, Григорий Александров, Иван Пырьев, Юлий Райзман, Михаил Ромм, Сергей Бондарчук, Григорий Чухрай, Марлен Хуциев, Михаил Калатозов, Андрей Тарковский, Александр Митта, Вадим Абдрашитов, Эльдар Рязанов, Сергей Соловьев, Владимир Меньшов, Константин Воинов, Николай Досталь, Карен Шахназаров... Студии, где создается история нашего кино.

Роковые сороковые: Духоподъемная сила кино и мобилизация искусства
© Российская Газета

Всего за время войны "Мосфильм" снял около 20 художественных фильмов, среди них "Иван Грозный" Сергея Эйзенштейна. Фото: РИА Новости

Когда-нибудь на материале этой истории напишут приключенческий роман - столько в ней интригующих поворотов, мрачных тупиков, витиеватых закоулков и судеб, победительных или подкошенных, триумфальных или сломанных, обездоленных и бесконечно счастливых... До зрителей доходили только фильмы - да и то, как мы знаем, не все: некоторые запрещались, смывались, выдерживались на полке, где теряли свою актуальность - кино, в отличие от коньяка, продукт скоропортящийся. Ну а драмы и трагикомедии, бушевавшие за толстыми стенами кинофабрики на Мосфильмовской, оставались только в памяти их участников, а потом в их мемуарах.

В этом "историческом сериале" мы попытаемся подытожить плоды столетнего труда огромной массы талантливых людей. В "сериале" десять серий - по числу десятилетий, прошедших с памятного января 1924 года, когда началось наше Большое Кино.

Десятилетие третье. 40-е годы

Чем ближе грохотали разрывы Второй мировой войны, чем явственней нарастала тревога, тем веселее казалась жизнь на киноэкранах. Как и немецкое кино тех лет, советская киноиндустрия сосредоточилась на жизнерадостных музыкальных фильмах. Они обретали все более агитационный характер.

После триумфальных успехов "Веселых ребят", "Цирка" и "Волги-Волги" Григорий Александров снял помпезный "Светлый путь" - сказку о советской Золушке, которая из замарашки домработницы стала государственным человеком, патетически летала над Сельскохозяйственной выставкой в кабриолете. Даже очаровательная комедия Константина Юдина "Сердца четырех" в промежутке между лирическими песнями Юрия Милютина неназойливо воспевала высокую боеготовность Красной армии. Но эта картина опоздала с выходом: гитлеровские войска уже шли по советской земле, и премьера состоялась только в 1944-м, когда исход войны был уже предрешен.

Иначе сложилась судьба комедии "Свинарка и пастух", в которой Иван Пырьев воспевал дружбу народов. Вторжение гитлеровцев прервало работу над веселым мирным фильмом, и Пырьев в числе многих "мосфильмовцев" уже записался добровольцем на фронт, но в последний момент его извлекли прямо из строя и вернули на студию: Сталин лично предписал закончить оптимистичную картину и выпустить ее на экраны.

На съемках фильма "Свинарка и пастух" киностудии "Мосфильм". Режиссер Иван Пырьев (в центре) и артисты Марина Ладынина и Николай Крючков. Фото: РИА Новости

Как и в воюющей Германии, где кинотеатры были взяты под особую охрану, в СССР кинематографу, способному поднять патриотический дух людей, придавалось стратегическое значение. Когда немцы приблизились к Москве и возникла реальная опасность потерять столицу, все киностудии были специальным приказом эвакуированы в Алма-Ату, где работа продолжалась в полевых условиях. Кино было мобилизовано для нужд военного времени: оно должно вселять уверенность в победе.

"Фашизм будет разбит" - название документального агитфильма, который в считаные недели сняла Эсфирь Шуб, он был показан в окопах, но для истории не сохранился. "Мосфильм" стал делать "Боевые киносборники", в них снимались популярнейшие Борис Чирков, Николай Крючков, Марина Ладынина, эстрадные певцы Леонид Утесов и Клавдия Шульженко, в роли фронтового киномеханика снялся Аркадий Райкин. Лично письмоносица Стрелка из "Волги-Волги" - заслуженная артистка Любовь Орлова - пела на мотив "Веселых ребят" духоподъемную песню, раздавала сельчанам письма с фронта и, растянув киноэкран, показывала им документальный фильм о могучих британских и американских союзниках, которые воюют с нами в одном строю. Орлову на экране сменяла популярнейшая Зоя Федорова, она тоже пела, руля трактором, патриотическую песню, и никто еще не предполагал, что за любовь к английскому союзнику ее вскоре сошлют в ГУЛАГ.

Уже к 1942 году были готовы первые полнометражные фильмы "быстрого реагирования" на военные события: "Парень из нашего города" Александра Столпера и Бориса Иванова и "Секретарь райкома" Ивана Пырьева. Всеволод Пудовкин снял сатиру "Убийцы выходят на дорогу" по пьесе Брехта "Страх и отчаяние в Третьей империи", но фильм не устроил партийные власти: образ Германии в нем был показан не так однозначно, как требовалось в годы войны, - и не вышел на экраны.

Уже к концу 1942 года гигант на Потылихе стал снова оживать, в студию возвращались люди и съемки. Начались первые опыты по работе с цветом, сняли первый в СССР цветной фильм "Иван Никулин - русский матрос". А сразу после войны Каннский фестиваль наградил фильм Александра Птушко по сказке Бажова "Каменный цветок" премией за лучшее использование цвета. Всего за время войны "Мосфильм" снял около двадцати художественных фильмов, среди них "Иван Грозный" Сергея Эйзенштейна, сначала получивший Сталинскую премию за первую серию, а затем подвергшийся разносу за продолжение, в котором Сталин разглядел себя.

После войны для укрепления патриотического духа страны от кино потребовалось учить новые поколения на примере великих соотечественников - современный кинорепертуар все более разбавлялся биографическими лентами из жизни полководцев, писателей, композиторов, экранизациями классики. Среди них звездная комедия "Свадьба" по Чехову, экранизация пьесы Островского "Без вины виноватые" с Аллой Тарасовой и Владимиром Дружниковым, биографические фильмы "Суворов" Всеволода Пудовкина, "Мичурин" Александра Довженко, "Кутузов" Владимира Петрова, "Глинка" Лео Арнштама, где партийное начальство не устроил образ Пушкина в исполнении Петра Алейникова, и была дана команда снять другой фильм о Глинке - задание на "отлично" выполнил Григорий Александров в пышном музыкальном фильме "Композитор Глинка".

Самый масштабный разнос возник после появления фильма "Адмирал Нахимов" Пудовкина и вышеупомянутой второй серии "Ивана Грозного" Эйзенштейна: ЦК ВКП(б) издал специальное постановление, которое потом эхом отозвалось во всей жизни советского кино, заморозив его почти на десятилетие.

К концу 40-х едва ли не главным официальным режиссером современности стал Михаил Чиаурели, снявший псевдоисторическую эпопею "Падение Берлина", - вся честь победы в Великой Отечественной там была приписана исключительно Сталину. Во имя вящего пропагандистского эффекта в финале картины тщательно отутюженный Сталин лично появлялся на трапе правительственного самолета в Берлине. Хотя уже и тогда было известно, что Сталин летать опасался и в Берлине никогда не был, кино безотказно выполняло свою роль мифотворца. Свой вклад в официальное "военное кино" сделал и Владимир Петров, снявший "Сталинградскую битву" строго в соответствии с пропагандистскими тезисами.

Другие эпизоды "мосфильмовского сезона"

Кустарные двадцатые: Счастье чистого энтузиазма и неповторимая романтика первопроходцевЗвуковые тридцатые: Расцвет музыкальной комедии и первые шаги будущих мэтров