Классика недели: Гергиев, Верба, Юровский, Саникидзе, Ислямов, Князев, Зангиев
На гастролях мариинцев ожидается буря страстей и мороз по коже, в честь 80-летия освобождения Ленинграда от блокады прозвучит "Реквием" Верди, на фестивале искусств Юрия Башмета засверкают вокальные сокровища, в Консерватории будут чествовать "Короля верхнего до", а в зале Чайковского покажут инструментальный театр, как его понимают в ХХI веке.
Кто играет: Симфонический оркестр Мариинского театра (дирижер Валерий Гергиев), солисты Елена Стихина, Сергей Скороходов, Ариунбаатар Ганбаатар.
Что играет: Дж. Пуччини - Опера "Тоска", Д. Шостакович - Симфония №7 ("Ленинградская"), С. Прокофьев - Симфония №7, М. Равель - "Дафнис и Хлоя", "Вальс", "Болеро".
Почему идти: Программа зимних гастролей мариинцев в Москве прекрасно сбалансирована: лирика уравновешена патетикой, а полыхающие страсти - изысканной утонченностью. 27 января москвичам будет показана "Тоска", надрывный трагизм и нежная лирика которой дадут возможность отличиться и звездным солистам Мариинки, и харизматичному маэстро Гергиеву. 28 января в "Зарядье" прозвучат Седьмые симфонии Прокофьева и Шостаковича. Глава мирового сообщества прокофьевистов, Валерий Гергиев чувствует этого композитора как никто другой - его трактовки признаются эталонными. Шостакович в исполнения оркестра Мариинского театра тоже предсказуем; нас ожидает буря страстей и мороз по коже. Гастроли мариинцев 29 января завершат изумительные по красоте и эффектности "Дафнис и Хлоя", "Вальс" и "Болеро" Равеля. Эти вещи требуют от оркестра и дирижера поистине ювелирной работы, ибо музыка в них строится на тончайших нюансах, потеряв которые, легко потерять суть. Однако ни Валерий Гергиев, ни его оркестр сути не теряют ни при каких обстоятельствах. Что и докажут в очередной раз - к вящей радости столичных меломанов.
Где, когда, сколько: Концертный зал "Зарядье"; 27, 28, 29 января; 1 000 - 8 000 руб.
Фото: Русское концертное агентство
Кто играет: Маркус Верба, Джеймс Вон (фортепиано).
Что играет: Ф. Шуберт - Вокальный цикл "Зимний путь".
Почему идти: "Он умеет рисовать звуками" - так говорили современники о песнях Франца Шуберта. И в самом деле, высшая степень композиторского мастерства - умение простыми средствами достигать сильнейшего драматического эффекта. Еще при жизни Шуберта песни его самого большого цикла "Зимний путь" звучали в домах любителей музыки и пользовались большой популярностью. На V Зимнем фестивале искусств Юрия Башмета эти вокальные сокровища подарят москвичам австрийский баритон Маркус Верба и его аккомпаниатор Джеймс Вон, блестяще владеющие драматургией "малых форм".
Где, когда, сколько: Концертный зал им. Чайковского; 29 января; 1 200 - 3 000 руб.
Фото: Московская государственная академическая филармония
Кто играет: Российский национальный молодежный симфонический оркестр (дирижер Дмитрий Юровский), Хоровая капелла им А. А. Юрлова, солисты Валентина Феденёва, Агунда Кулаева, Алексей Татаринцев и Алексей Тихомиров.
Что играет: Дж. Верди - Реквием.
Почему идти: Исполнение "Реквиема" в зале им. Чайковского 27 января приурочено к памятной дате - 80-летию снятия блокады Ленинграда. Музыка, ставшая символом утешения в скорби, напомнит в этот вечер об одной из самых трагических страниц отечественной истории. Покоряющая своей мощью феерия, которую современники автора сравнивали с "Божественной комедией" Данте и "Страшным судом" Микеланджело приобретет поистине космический масштаб благодаря Российскому национальному молодежному симфоническому оркестру и квартету солистов ведущих театров страны. И без того исключительное по силе своего эмоционального воздействия произведение на этот раз прозвучит на русском языке - исключительный случай в исполнительской практике последних лет.
Где, когда, сколько: Концертный зал им. Чайковского; 27 января; 400 - 1 500 руб.
Фото: МГАСО
Кто играет: Московский государственный академический симфонический оркестр (дирижер Тимур Зангиев), солисты Александр Рамм, Гайк Казазян.
Что играет: Л. ван Бетховен - Увертюра "Эгмонт", Симфония №3 ("Героическая"), И. Брамс - Концерт для скрипки и виолончели с оркестром.
Почему идти: Сентиментально-возвышенный "Эгмонт" соседствует в программе вечера с бетховенским символом мужества, пламенной страсти и горестного смирения - Третьей ("Героической") симфонией. Добавьте к ним Двойной концерт Брамса с его сумасшедшей экспрессией - и обнаружите самое настоящее минное поле. Переосмысляя такие известные произведения, исполнители претендуют на оригинальность прочтения, блеск сольных партий и слаженность ансамблевой игры. Иными словами, МГАСО с Тимуром Зангиевым за дирижерским пультом и солисты Александр Рамм (виолончель) и Гайк Казазян (скрипка) рассчитывают явить публике исполнительское чудо. На что она (публика) также очень рассчитывает - с полным на то основанием.
Где, когда, сколько: Концертный зал "Зарядье"; 24 января; 600 - 1 800 руб.
Фото: ООО "Подмосковные вечера"
Кто играет: Московский государственный симфонический оркестр (дирижер Алексей Чуйков).
Что играет: Концерт-посвящение Лучано Паваротти.
Почему идти: "Никому не суждено жить вечно. Только музыка никогда не умрет. Моя музыка", - когда-то предрек великий Лучано Паваротти. Это еще раз докажет обладатель "солнечного" голоса Давид Саникидзе, известный многим по участию в популярных телепроектах. На концерте в Большом зале Консерватории молодой тенор исполнит все лучшее из репертуара "Короля верхнего до", отважно преодолевая вокальные трудности в ариях Пуччини, Массне и Верди. В программу вечера включены также шлягеры Эрнесто де Куртиса, Эдуардо ди Капуа, Франческо Паоло Тости и других. А вершина ее - песня "Посвящение Карузо", ставшая знаменитой благодаря именно Паваротти.
Где, когда, сколько: Большой зал Консерватории; 23 января; 800 - 4 000 руб.
Фото: Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского
Кто играет: Александр Князев.
Что играет: И.С. Бах - две партиты и четыре токкаты в транскрипции для органа А. Князева (первое исполнение).
Почему идти: Клавирные произведения - одно из высших проявлений баховского гения. Рельефно-выразительные, с острым ритмическим рисунком, они доказали, что клавиру, так же как органу, доступна сфера высокой лирики и патетики. Мультиинструменталист Александру Князеву, искушенному в музыке лейпцигского кантора, не занимать и того, ни другого. Широкими мазками - подобно средневековым художникам - он нарисует с помощью исторического органа Большого зала консерватории истинно баховскую картину мироздания. Спешите видеть и, конечно же, слышать.
Где, когда, сколько: Большой зал Консерватории; 24 января; 500 - 1 500 руб.
Фото: ООО "Подмосковные вечера"
Кто играет: Московский камерный оркестр Musica Viva, солистка Елена Корженевич.
Что играет: А. Вивальди - "Времена года", А. Пьяццолла - Л. Десятников - "Четыре времени года в Буэнос-Айресе"
Почему идти: Рассказывать о произведениях, вошедших в программу этого концерта, нет смысла. "Времена года" (что итальянца Вивальди, что аргентинца Пьяццоллы) на слуху уже давно и прочно. Красота этой музыки, ее демократичность, динамизм и экспрессия не могут не вызывать восторга. Но главное - легкоусвояемость мелодий, придающая обоим сочинениям вневременную ценность. Ведь как говорил Рихард Вагнер: "Мелодия - единственная форма музыки; без мелодии музыка немыслима, а музыка и мелодия неразрывны".
Где, когда, сколько: Большой зал Консерватории; 25 января; 500 - 4 000 руб.
Фото: МКЗ "Зарядье"
Кто играет: Московский камерный оркестр Musica Viva (дирижер Александр Рудин), солист Равиль Ислямов.
Что играет: Ф. Мендельсон - Симфония №1, Р. Штраус - Концерт для скрипки с оркестром.
Почему идти: Ранние сочинения Феликса Мендельсона и Рихарда Штрауса редко звучат в наших концертных залах. Тем важнее, что мелодическую живость и тонкий психологизм обоих композиторов высветят мастера по части "музыки, стремящейся к чему-то еще". Мир образов юного Мендельсона предстанет в интерпретации оркестра Musica Viva в высшей степени духоподъемным, а переливающийся множеством тончайших оттенков Скрипичный концерт Штрауса продемонстрирует талант Равиля Ислямова, в исполнительской манере которого идеально сбалансированы разум и чувства.
Где, когда, сколько: Концертный зал "Зарядье"; 23 января; 400 - 1 500 руб.
Фото: Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского
Кто играет: Филипп Копачевский.
Что играет: К. Ф. Э. Бах - Andante, Р. Шуман - "Детские сцены", Ф. Шопен - Прелюдия до-диез минор, Полонез ля мажор, Колыбельная ре-бемоль мажор, Э. Григ - Г. Гинзбург - Сюита № 1 из музыки к пьесе Г. Ибсена "Пер Гюнт", К. Дебюсси - Бергамасская сюита, Ш. Гуно - Ф. Лист - Вальс из оперы "Фауст".
Почему идти: "Его пианизм органичен - каждая музыкальная фраза четко артикулирована, мелкая техника совершенна. И все это в сочетании с прекрасным чувством формы", - так пишут о Филиппе Копачевском. Концерт в зале, намоленном поколениями меломанов, продемонстрирует не только талант ученика профессора Сергея Доренского, но и эволюцию отечественной фортепианной школы в целом. Барочная строгость К.Ф.Э. Баха, пленительная простота Шумана, чувственность Шопена, изысканная звукопись Дебюсси и бравурная виртуозность Листа в преломлении 33-летнего пианиста обретут актуальное звучание. Бережно сохраняя эмоциональную температуру каждого сочинения, Филипп Копачевский исполнит их с тщанием и любовью.
Где, когда, сколько: Большой зал Консерватории; 27 января; 500 - 1 500 руб.
Фото: "Русская Филармония"
Кто играет: Симфонический оркестр Москвы "Русская филармония", солисты Дарья Зыкова, Сергей Писарев.
Что играет: Т. Альбинони - Adagio, В.А. Моцарт - Andante из Концерта для фортепиано с оркестром №21, К. Дебюсси - "Лунный свет", К. Сен-Санс - "Лебедь", Ж. Массне - ""Размышление, Дж. Гершвин - Summertime, Г. Миллер - "Серенада лунного света" и др.
Почему идти: Жизнь в мегаполисе полна стрессов - дело известное. Как выжить в таком напряжении? Каждый отвечает на этот вопрос по-своему, и расслабляющая музыка - не худший из ответов. Программа "Релакс в большом городе" до предела наполнена сладкозвучными мелодиями: Дебюсси, Сен-Санс, Альбинони, Моцарт и Массне - далее по списку. Созданная оркестром "Русская филармония" для утешения и релаксации, эта программа достигает гораздо более высокой цели - она замедляет сам ход времени. А в некоторых моментах время и вовсе замирает.
Где, когда, сколько: Московский Международный Дом музыки; 27 января (начало в 15.00); 2 000 - 4 500 руб.
Фото: Московская государственная академическая филармония
Кто играет: Даниил Коган, Арсений Тарасевич-Николаев, Алексей Мельников, Иван Наборщиков, Деннис Гасанов, Роман Викулов, Михаил Фейман, Сергей Полтавский, Павел Романенко, Андрей Усов, Борис Андрианов, Мария Зайцева, Галина Мальян, Полина Тхай, Дмитрий Илларионов, Сергей Гуделёв, Анна Комарова, Алиса Тен, Филипп Карандеев.
Что играет: Г. Бибер - "Баталия", Дж. Крам - Night of the Four Moons, М. Равель - "Вальс" (авторская версия для двух фортепиано), В. А. Моцарт - Концерт для скрипки с оркестром №3, Дж. Энеску - Октет для струнных.
Почему идти: Созданное внуком нашего выдающегося скрипача Даниилом Коганом творческое объединение "Притяжение" сочетает традиционное исполнительство с актуальным искусством, классическую музыку с перформансом, а привычные инструменты с необычными. В Зале Чайковского будет представлена новая программа "Притяжения", посвященная сценическому движению в исполнительской практике. Вслед за "Баталией" Бибера с имитацией пения и выстрелов и Скрипичного концерт № 3 Моцарта с импровизацией, положенной ему изначально, грядет октет Энеску с перемещениями музыкантов по сцене, "Вальс" Равеля с элементами "внутреннего движения" и опус Крама Night of the Four Moons, в ходе исполнения которого участники покидают сцену. В общем, инструментальный театр, как его понимают в ХХI веке.
Где, когда, сколько: Концертный зал им. Чайковского; 28 января; 500 - 1 000 руб.