Гитарист Виктор Зинчук завершил юбилейный тур концертом в Москве
Одному из лучших российских гитаристов Виктору Зинчуку исполнилось 65. Выучившись в музыкальном училище, пройдя школу джаз-рока, поиграв в европейских рок-группах, в 90-х он дома нашел вдохновение в гармониях Моцарта и Баха. Более 10 альбомов переложений классических пьес на язык рок-гитары, кроме Баха и Моцарта - Глинка, Сен-Санс, Рахманинов, Бизе, Штраус... Словом, Мастеру было что показать публике в юбилейном туре, который начался в прошлом апреле в сочинском Зале органной и камерной музыки.
На небольшой сцене Театрального зала ММДМ, случалось, помещались биг-бенды, а тут всего только - герой вечера в пиджаке с узорами, его соратник и постоянный партнер, гитарист Дмитрий Лобанов. Герои первой композиции - все те же Бах и Моцарт, начало 40-й симфонии в ритме драм-машины на 2/4...
Музыканты задали концерту высокий темп, чередуя акустические пьесы и тяжелые блюзы с нежной бетховенской "К Элизе" и "Полонезом Огиньского", которые аранжировщик Зинчук наполнил тягучими гитарными "запилами". Рахманиновскую "Итальянскую Полечку" гитарист увидел рок-н-роллом, а вот "Вальс №2" Шостаковича так и остался вальсом - только для акустической гитары - которую виртуоз взял из шеренги инструментов, выстроившихся вдоль задника сцены.
У Зинчука за годы творческой работы накопился огромный репертуар аранжировок великих тем, из которого можно набрать не одну концертную программу, под каждую вещь у него своя гитара. "Вокализу" Рахманинова, например, больше соответствует акустика с нейлоновыми струнами, а Бетховена можно сыграть и на акустике, и на электрическом инструменте. Брал Зинчук в руки и банджо - сыграть бодрую Moscow-Dublin, наигрыш с "Кельтского альбома".
Программу для концерта в ММДМ заслуженный артист России собрал из своих главных хитов. Наверняка зрители слышали эти мелодии, даже не догадываясь, например, что вот этот коротенький скрипичный рифф в наборе встроенных в смартфон рингтонов - не что иное, как "Каприс" Паганини. Но популярность - плод усилий, в том числе и Виктора Зинчука, осмыслившего эту музыку - написанную отнюдь не для электрогитары - и вложившегося в ее обработку. Потому и баховский "Плач Петра" он играл на концерте с такой внутренней силой, с таким трагизмом, что Блэкмор, услышав эту работу, мог бы, наверное, серьезно занервничать.
Виктор на концерте был безупречен: ни одной смазанной ноты, ни одного лишнего движения, никакой напускной гитарной эквилибристики. Только на своей композиции "Лолита" он позволил себе, подмигнув залу, закинуть инструмент за голову и сыграть так несколько нот.
Маэстро был словоохотлив, рассказывал между композициями анекдоты, сыпал шутками из жизни великих, публика, заполнившая зал до последнего кресла, смеялась, потом дружно подхлопывала тому же "Турецкому рондо" Моцарта, сыгранному чуть ли не в ритме диско.
Зинчук нас одновременно развлекал, восхищал и просвещал. Где бы еще зрители, в большинстве своем люди за сорок, узнали, кто такие Перселл и Корелли? И что Паганини играл не только на скрипке, но и на гитаре...