Выставка "Архангельское. Стоп-кадр" продлится в музее-заповеднике до 14 апреля

100-летие "Мосфильма" активировало разговоры о закулисной жизни советского и российского кино. Речь не о скандалах и борьбе с редактурой, все это ушло в прошлое вместе с кинопленкой, зрители ищут ответы на вопросы, как снимались киношедевры и где. Выставка в музее-заповеднике "Архангельское" дает исчерпывающие ответы киноманам.

Выставка "Архангельское. Стоп-кадр" продлится в музее-заповеднике до 14 апреля
© Российская Газета

Именно здесь, в месте, где в единый узел связались судьбы сразу трех княжеских семей - Одоевских, Голицыных и Юсуповых, где собирались лучшие образцы культуры, в пространстве подлинных шедевров, наши кинематографисты создавали свои знаменитые фильмы.

Одними из первых фокус истории в Архангельском искали Сергей Эйзенштейн и Григорий Александров: летом 1926 года снимали здесь эпизод "Генеральной линии", другое название - "Старое и новое", увы, то самое старое, кажется, победило, и фрагменты из немого фильма пришлось вырезать. Но сохранилась фотография со съемок, как сегодня бы сказали - back stage, стоит ли говорить о ценности этого снимка для истории кино? Таких уникальных документов на выставке - множество.

Куда больше, чем Эйзенштейну, "Архангельское" покорилось тем, кто не противопоставлял прошлое и настоящее. Например, здесь снималось "Обыкновенное чудо", две "Анны Каренины" (в 1967 году и в 2009-м), "Война и мир", "О бедном гусаре замолвите слово", "Виват, гардемарины"... То кино, по которому мы могли изучать старинные дворянские усадьбы.

"Киномиф о том, как выглядела традиционная русская дворянская усадьба, рождался через сюжеты классической русской литературы. И этот визуальный ряд со временем превратился в наш ментальный код, позволяющий зрителю безошибочно определять принадлежность сюжета к историческим событиям в России XIX века, олицетворением которого на киноэкране является как раз усадьба "Архангельское" и ее коллекции", - рассказывает о выставке куратор Ольга Нестерцева.

В расшифровке кода помогут архивные документы, фото, мебель с костюмами, без которых мы уже не можем представить героев русской классики. Вот дневное платье Анны Карениной, в котором она приехала к Облонским, а вот мундир Алексея Каренина и прогулочный костюм Вронского. Казалось бы, это просто вещи, но художник-постановщик Александр Борисов, работавший над экранизациями романа и с Александром Зархи, и с Сергеем Соловьевым, превратил их в образы.

И разумеется, на выставке представлены фрагменты снятых в "Архангельском" фильмов. Самый короткий - из "Звезды пленительного счастья", в течение 16 секунд мы видим усадебный дворец, занесенный снегом и олицетворяющий дом матери Ивана Анненкова. "Но это одни из самых значимых 16 секунд в фильме, - говорит куратор,- потому что это образ утраченного рая".

Фильмы, снятые в "Архангельском", можно посмотреть в параллельной программе, афиша - в соцсетях усадьбы.