"Полёт. Отрыв. Самоистязание": Александр Казьмин о проникновении мюзиклов в сознание людей

Мюзикл - возможность сбежать из этой реальности и шагнуть в мир, границы которого определяет лишь твоя фантазия. Важно: сказки здесь может и не случиться. Что происходит с "нелёгким лёгким"? "Омск Здесь" запустил совместный проект с порталом Musical Universe, в котором мы общаемся с теми, кто сегодня задаёт стандарты жанра на отечественной сцене. Мюзиклам не хватает рекламы или понимания? С чего начинаются спектакли этого жанра? И реально ли прожить жизнь, "ни разу не опоздав"? Разбираемся с артистом мюзиклов Александром Казьминым, известным своими ролями в проектах "Бал вампиров" (Альфред) и "Шахматы" (Фредди Трампер). Артист является номинантом национальной театральной премии "Музыкальное сердце театра" за главную роль Хонона в спектакле "Между двух миров" (12+) и лауреатом премии фестиваля мюзикла "X38" как "Любимый артист, по мнению зрителей" за мюзикл "Шахматы". - Александр, какими тремя состояниями вы бы описали мюзикл как жанр? - Полёт. Отрыв. Самоистязание. - Когда вы готовитесь к выходу спектакля, ждёте премьеры? Или репетиционный процесс вам приносит особое удовольствие? - НЕТ! Я очень жду премьеры всегда (смеётся) . Я не люблю репетиции. Понимаю, что они нужны и что во многих театрах репетиции длятся годами, но я от этого не завожусь. Совершенно. Месяц ударных репетиций - и этого хватает. Самые долгие репетиции у меня были на проекте "Преступление и наказание": мы репетировали месяцев 9-10. - Выход в какой роли всегда был с искренним внутренним эмоциональным взрывом? - Фредди Трампер. Абсолютно. Отрыв. От начала до конца. Всегда. - Вы как-то говорили: "Сам себя не дёрнешь - ничего не произойдёт в жизни". Не тяжело постоянно задавать себе такой ритм жизни? - Нет, всё уже по накатанной идёт. Алексея Франдетти , когда его спрашивают, как он умудряется делать так много спектаклей, всегда отвечает: "Надо жить с ощущуением, что ты постоянно опаздываешь". Вот и всё - это работает идеально (улыбается) . Сразу всё успеваешь. - Эта гонка бесконечна, верно? - Ты умер - она закончилась. Я когда раком заболел, серьёзно об этом задумался… Так что опаздывать, пока можешь это делать, не надо. - Александр, вы находитесь по ту сторону "нелёгкого лёгкого". Какой он, русский мюзикл, сегодня? - Сегодня все ищут новые способы самовыражения. Дело в том, что у кого-то получается, у кого-то нет. Многие со мной не согласятся, но я лично думаю, что жанр вроде как развивается, но главное, чтобы этот процесс всё-таки придерживался тропы классического понимания слова "мюзикл". Изобретать велосипед с квадратными колёсами не надо. На Бродвее давно написаны тонны книг и построены методики постановки мюзикла. Но мы в России всё делаем по-своему. - У вас много совместных работ с Алексеем Франдетти. Как бы вы охарактеризовали его почерк? - Последние пять лет он постоянно разный. Он никогда не повторяется - это клёво. Каждый его спектакль всегда решён по-новому. Он удачно экспериментирует с формами, будь то рэп или а капелла... А если говорить про то, как он ставит. Смотрите, сначала мы всегда собираем рыбу, а потом загоняемся в детали и смыслы. Две недели, как правило, мы всегда оставляем на набор скорости этой "машины" и поиск нужного эмоционального градуса перед премьерой. - С чего начинается работа над ролью в мюзикле? - По-хорошему всё должно начинаться с выучивания текста. Не надо агрессивно пытаться его запомнить, ходя по сцене. Выучил заранее - пришёл на репетицию, на тот самый единственный постановочный месяц и работаешь на износ. - Первый раз я попала на спектакль с вами, когда пришла на "Кабаре" (18+). Рядом со мной сидели две старушки и я помню, как они ждали, когда запоёт Клифф. И как они были грустны, когда поняли, что не дождутся этого. Вопрос: всегда ли все персонажи должны петь в мюзикле? - Я скажу, что это абсолютный стереотип. Мюзиклы, где все выходят на сцену и пресловуто поют, - странные мюзиклы, на мой взгляд. Арии - средство выразительности и донесения истории. Мы поём, когда уже не можем говорить. Песня - максимальный накал эмоционального состояния человека. Теперь конкретно про "Кабаре": Клиффорд - персонаж, который не поёт. Нигде. Никогда. Он по природе своей петь не должен (тут достаточно других артистов, которые как раз поют, не останавливаясь, рассказывая свою историю). А Клиффорд - это причина истории, её начало и конец. По факту Клифф и есть главный герой. Вспомните Альфреда в "Бале Вампиров", про него все говорят: а, это там какой-то совсем второстепенный персонаж... Но это же вообще не так. Всё, что происходит на сцене в течение всех трёх часов, происходит с Альфредом, все сцены крутятся вокруг него. Профессор, Герберт, Сара, Кролок - все эти персонажи не встретились бы, если бы между ними не было такого связующего звена по имени Альфред. Слушайте О, Сара — Александр Казьмин на Яндекс Музыке Слушайте За горизонтом / Красные сапожки / Молитва — Александр Казьмин на Яндекс Музыке - Хороший мюзикл можно смотреть с закрытыми глазами? - Когда я работал в Нижнетагильском молодёжном театре, зашёл как-то за кулисы во время спектакля и увидел, артистка сидит, говорю ей: "Ну как идёт? Ты же смотришь сидишь", она в ответ: "Я слушаю: слышу живые интонации, ощущаю органичную перспективу спектакля, что и куда ведёт зрителя". В тот день я убедился, что и драматический спектакль можно слушать. Но! Мюзикл - это шоу. Здесь яркий визуал и интересный хореографический рисунок, и у второго, и у третьего плана. Поэтому мюзикл классно смотреть, да и к тому же цеплять в театре всё-таки должна история, а не вокальная акробатика. - Часто говорят, что мюзикл нуждается в популяризации. Именно это сегодня жанру нужно? - Дело не в рекламе жанра, а в том, чтобы люди восприняли мюзикл как должное. Просто уже в конце концов приняли факт его существования! Но о надобности драматических спектаклей вопросов ни у кого не возникает. Важно, чтобы у людей случилось понимание базовых принципов жанра: мюзикл - жанр доступный; мюзикл можно посмотреть везде, и попасть на него так же легко, как и в кино; мюзикл, как и кино, может быть разным. Триллер, комедия, ромком, трагедия - всё, что хочешь; мюзикл - есть. - И в регионах тоже. - Да. - Но как быть с тем, что в Петербурге и Москве мюзикл повсеместен и интересен. В других городах это чаще нечто сомнительное, на что снова прийти не всегда хочется. Как думаете, то, что сейчас большинство драматических театров берут в репертуар этот жанр, приведёт к росту качества постановок? - Да, классные проекты нужны везде и делать их нужно везде. Вариант "посмотреть мюзикл не через экран" должен быть у каждого. Количество однажды перерастёт в качество. Например, театр музыкальной комедии Екатеринбурга. Там мюзиклы развиваются с начала нулевых, и сегодня многие известные артисты жанра начинали именно там. Поэтому регион для развития театра вообще не приговор. Никто не мешает площадке работать с хорошими режиссёрами, композиторами, репетиторами по вокалу в конце концов. А про артистов скажу так: много людей выпускается с корочкой актёра в Москве, Петербурге, и нигде они не работают. Нельзя забывать о своих желаниях: всё определяет простой фактор - кто чего хочет. Если человек хочет работать, локти искусывает на себе, - он будет работать, и всё остальное не важно. Порой многое случается вопреки, но случается. - Есть такое мнение: молодёжь нужно активно приучать к театру. Согласны или молодые люди уже давно там? - Мюзикл - это поп-культура. На него, как и на k-pop, и на фигурное катание приходит огромное количество молодой аудитории. Всё в порядке: огромное количество молодых людей в залах я вижу каждый день - проблемы нет вообще никакой, пусть все будут спокойны за посещаемость театров в будущем (улыбается). В театр люди идут с интересом сегодня. Это круто - никого не затаскивают силой на мюзиклы, нет (смеётся) . - Сольные концерты артистов - это работа на свою фанбазу или на популяризацию жанра? - Знаете, я тут на своём опыте понял, что не все так называемые фанаты мюзиклов на самом деле любят мюзиклы и интересуются жизнью жанра. Не очень-то им надо открывать в этом жанре для себя что-то новое, как-то просвещаться в этом направлении. Концерты, фестивали, возможность оказать влияние на воспитание своего зрителя, познакомить его с новым материалом, разжечь интерес к просмотру полных версий спектаклей. Всё проверено на деле собственными концертами, это хорошо работает (улыбается) . По крайней мере, я надеюсь, что большинству зрителей становится интересно, откуда эта ария. А вообще… Было бы хорошо, если бы мюзиклы у нас в стране звучали отовсюду, как в Европе. Там люди очень любят мюзикл. Они приезжают в другой город, чтобы посмотреть спектакль. На электричках едут через несколько городов на мюзикл, и это частая практика. Там эта культура годами проникала в сознание и головы людей. Видимо, нам надо просто принять тот факт, что ходить в театр - это нормально. А почему людям нравится "нырять в бездну, что их так влечёт", как найти мюзикл для себя, какими способами жанр очаровывает и обезоруживает своего зрителя и по каким законам выстраивается очерёдность номеров вмюзикле - мы разбираемся в материале: "Билет в другую реальность: "Зачем нам в бренной жизни мюзикл" . Фото: скриншоты Musical Universe

"Полёт. Отрыв. Самоистязание": Александр Казьмин о проникновении мюзиклов в сознание людей
© Омск Здесь