Войти в почту

«Ленинградская» симфония: как музыка стала символом сопротивления блокадников?

В Московской консерватории звучит великая музыка, ставшая символом непокоренного города – Седьмая симфония Шостаковича. Ее впервые исполнили в блокадном Ленинграде 9 августа 1942 года. Подробнее рассказала корреспондент «МИР 24» Анастасия Лиходедова.

«Ленинградская» симфония: как музыка стала символом сопротивления блокадников?
© Mir24.TV

Музыкальный символ мужества и героизма – Седьмая симфония Шостаковича, ее еще называют «Ленинградской».

Музыка звучит в исполнении симфонического оркестра Санкт-Петербурга. Они приехали в Москву специально, чтобы дать концерт к 80-летию со дня полного освобождение Ленинграда от блокады.

«Мы знаем, что блокадники проживают в Москве. Нам показалось, что это будет правильным решением – сегодня привезти частичку Петербурга в Москву», – сказала генеральный директор ГБУК «Петербург-Концерт» Екатерина Артюшкина.

Седьмая симфония – одно из самых известных произведений Шостаковича. Он начал писать ее под грохот бомбежек. Словно чувствовал, что его музыка как никогда нужна всей стране.

Его вывезут из блокадного Ленинграда в Куйбышев. В новом доме он допишет Седьмую симфонию. Сегодня улица, где он музыку превратил в оружие Победы, носит его имя – Дмитрия Шостаковича.

«Моя Симфония № 7 навеяна грозными событиями 1941 года. Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей Победе, моему городу Ленинграду я посвящаю это сочинение», – говорил Шостакович.

Симфония зазвучала по всему Советскому Союзу, а 9 августа ее решили исполнить в Ленинграде. 1942 год один из самых тяжелых. Чтобы собрать оркестр, а требовалось не меньше сотни человек, по радио передали призыв Ольги Берггольц. Некоторых музыкантов отозвали с фронта.

Анна Орехова – первая скрипка симфонического оркестра Санкт-Петербурга, внучка Павла Орехова, валторниста того самого Ленинградского блокадного оркестра.

«Мой дедушка пошел служить в народное ополчение, его нашли потом, и на первую репетицию он приехал прямо из зенитного полка. Мы репетировали, и это огромное эмоциональное истощение после того, как заканчивается симфония. Чего это стоило изможденным людям от голода...», – рассказала концертмейстер Симфонического оркестра Санкт-Петербурга Анна Орехова

В зале тишина, словно все снова там, 1942. Те, кто играет сегодня, вспоминают тех, кто исполнял эту симфонию первый раз.

«Знаменательное, конечно, было исполнение первое в Ленинграде, когда люди умирали и голодали, но все равно они сыграли это сочинение. В этой музыке существует не только чувство ощущения фашистского нашествия и обреченности, существует и будущее, существует и Победа», – сказал дирижер Симфонического оркестра Санкт-Петербурга Михаил Леонтьев.

Шедевр Шостаковича – вера в Победу советского народа в самый тяжелый период Великой Отечественной. Симфония стала символом борьбы за жизнь в осажденном Ленинграде и на территории всего Советского Союза.