Андрей Максимов - о том, как завершился в Москве II фестиваль "Хор без границ"

В Москве завершился II фестиваль "Хор без границ".

Андрей Максимов - о том, как завершился в Москве II фестиваль "Хор без границ"
© Российская Газета

"И что? - прямо вижу, как спрашивает меня любезный читатель "РГ". - Ну завершился фестиваль. Мое какое дело?"

А вот и ошибаетесь. Тут происходила масса интересного.

Фестиваль посвящен 95-летию со дня рождения Владимира Минина, основателя знаменитого Московского государственного академического камерного хора, который сегодня называют "Минин-хор". На вид выдающемуся музыканту лет шестьдесят. После окончания концерта он бодро подошел к участникам концерта, пожал руки мужчинам, поцеловал - дамам. Когда Владимир Спиваков говорил в честь юбиляра мудрую и интересную речь, - Минин слушал стоя. Минут десять. 95 лет! Просто чудо.

Камерный хор - детище Минина. С нуля он создал один из лучших хоров в мире. И фестиваль в честь юбилея создателя не зря называется "Хор без границ": Минин доказал, что камерному хору подвластны все музыкальные стили и направления.

А потом передал хор совсем молодому парню Тимофею Гольбергу. Когда Тимофей возглавил "Минин-хор", дирижеру не было еще и тридцати лет.

И вот на заключительном концерте фестиваля Тимофей Гольберг дирижирует: большим симфоническим оркестром, тремя (!!!) хорами, солистами-певцами и музыкантами. На сцене Московского Дома музыки, где проходил концерт, буквально не было сантиметра свободного пространства.

Камерный хор - детище Минина. С нуля он создал один из лучших хоров в мире

Я мало что понимаю в работе дирижера, но меня поразило, как слаженно и мощно звучала в этот вечер музыка. Тимофей Гольберг явно владеет некоей тайной объединения музыкантов. Может быть, в этом и состоит искусство дирижера? Короче говоря, Минин не ошибся: знал, кому доверить свое дело.

Что за музыка звучала на завершающем концерте фестиваля?

Это последнее крупное произведение великого композитора Эдуарда Артемьева, которое, к слову сказать, он посвятил Владимиру Минину. Называется: "Девять шагов к Преображению" для солистов, рок-группы, хора, органа и симфонического оркестра. А если я добавлю, что в качестве солирующих музыкальных инструментов выступают кроме органа (браво органистка Марианна Высоцкая!) бас-гитара, электрогитара и ударные, то можно хотя бы отдаленно представить, сколь необычна музыка, звучащая со сцены.

Надо постепенно привыкать к тому, что Эдуард Артемьев - не просто автор музыки к знаменитым фильмам, но композитор - великий. "Девять шагов к Преображению" - это, без сомнения, шедевр, в котором автор музыкальными средствами пытается осмыслить метания современного человека.

Музыка очень драматургична. Ощущение, что в ней есть история борьбы человека с тем, что мешает всему человеческому в нас. Когда в начале симфонии вступает божественный голос Анны Нечаевой, кажется: вот он, катарсис, наступил.

Мы ведь живем в такое время, когда речь не идет о том, чтобы очистить душу - тут бы вспомнить о ней. Катарсис XXI века - это когда человек вспоминает, что у него есть душа и что она нуждается во внимании, может быть, больше, чем тело. И, пожалуй, лучше, чем музыка, ничто не может об этом напомнить.

Эдуард Артемьев, очевидно, создавал музыку XXI века, соединяющую в себе разные стили и жанры. Она эклектична, как наша жизнь, но композитор умудряется отыскать в этой эклектике гармонию. А мы?

Симфония Артемьева - это произведение свидетеля той жизни, которую мы все проживаем. А в начале концерта прозвучал Сергей Прокофьев - музыка из "Ромео и Джульетты".

Это было своеобразное приношение герою вечера Владимиру Минину. Кто скажет, что эта музыка не про нас? Или Моцарт? Или Бах? Или "наше все" в музыке - Петр Ильич?

Талант без границ - то, чего нам так не хватает в сегодняшней жизни

Вообще-то вся музыка делится всего на две категории: музыка про тебя, и - остальная. Остальная может быть прекрасна, даже гениальна, она просто не про тебя. И совершенно не важно: создана ли она для того, чтобы современно звучать и для нынешних музыкальных инструментов или века назад.

Музыка - это всегда разговор с душой, а не с разумом. И лишь душе известно, что принимает она, а что - нет.

Я потрясен широтой души Владимир Минина, который в свое время взял в репертуар хора это произведение Артемьева. Потому что оно - абсолютно новаторское и совершенно не соотносится с тем, что мы привыкли слышать в хоровой музыке.

На концертах фестиваля "Хор без границ" звучали: Бах, знаменитая "Кармина Бурана" Орфа, Танеев, Шнитке, и вот - Артемьев. Невероятное разнообразие!

Это то, к чему стремился и продолжает стремиться Владимир Минин. Само существование "Минин-хора" доказывает, что хоровая музыка - это разнообразно, а коли разнообразно - значит интересно.

Очень не хочется быть ретроградом. Но еще больше не хочется делать пластическую операцию души, чтобы выглядеть моложе, чем ты есть. Великий профессионал Минин слышит в великой музыке Артемьева то, что я - просто слушатель - не слышу. Я потрясаюсь тому, как в одной голове композитора могла родиться такая музыка. Как он мог услышать ее откуда-то из космоса, чтобы передать нам. Я прекрасно понимаю, что это - шедевр.

Но моя душа откликается Сергею Прокофьеву. Что ж тут поделать? Музыки должно быть много. И она должна быть разной. Душа каждого человека улавливает свои звуки, и должно звучать то, что ей хочется улавливать.

Поэтому спасибо фестивалю "Хор без границ". Почти у всего есть границы, у таланта их не существует. Талант без границ - то, чего нам так не хватает в сегодняшней жизни.