В Петербурге состоялась премьера симфонической сюиты Александра Волкотруба "Лев Толстой"

В концертном зале "Колизей" на Невском проспекте Губернаторский симфонический оркестр Санкт-Петербурга впервые исполнил сюиту молодого композитора Александра Волкотруба "Лев Толстой".

В Петербурге состоялась премьера симфонической сюиты Александра Волкотруба "Лев Толстой"
© Российская Газета

Осенью 2023-го, в год 195-летия писателя, это произведение уже звучало в музее-заповеднике "Ясная поляна". Но тогда его исполнял секстет - ансамбль из шести инструментов. С тех пор композитор переложил сюиту для большого симфонического оркестра, расширил одну из частей - "Элегия памяти" - и добавил новую, "Сон Толстого". Так что настоящая премьера сюиты состоялась именно в Петербурге. Публика приняла ее очень тепло, многие зрители подходили к композитору и делились впечатлениями.

Александр рассказывает, что увлечен русской историей и культурой, поэтому его вдохновляют личности, украсившие собой наше прошлое. Среди произведений композитора - симфоническая поэма "Александр Невский", сюиты "Петр Первый" и "300 лет империи", музыкальные композиции "Пульс Бродского" и "Довлатов в гостях у Пушкина". И вот - Лев Толстой.

- На мой взгляд, музыкальными средствами можно более тонко, ярко и непосредственно передать мощную, противоречивую и многогранную личность писателя, - отмечает композитор. - Литературное наследие для меня на втором месте. Вначале человек, и лишь затем художник. Я выделил бы замечательное качество Толстого: созидать без расчета. Иными словами, в нем меня восхищает сильное жертвенное человеческое начало.

Отсылка к произведениям Льва Николаевича в сюите тоже есть - порой прямая, в названиях ее частей. Это "Война и мир", а также "Детство". Но произведение рассказывает все-таки не о конкретных литературных героях, а о духовных исканиях писателя. По мнению автора, лучше всего музыкальный портрет Толстого характеризует слово "противоречивость":

- Так и десять частей сюиты противоречивы по своей образности и темпу. Название вступительной части - "Раздумья" - говорит само за себя. Ее сменяет несколько помпезный "Бал". Затем идут "Сомнения": напряжение и глубокий драматизм. Тихий, созерцательный "Хрупкий мир" сменяет "Война". Словом, то буря, то покой. Конечно, я руководствовался еще и формальными законами композиции, чтобы публике было интереснее слушать, - поясняет автор.

Примечательно, что к музыке Александр пришел не сразу. Окончил отделение монументальной живописи академии Штиглица. Но где-то в середине учебы творческая энергия, по его выражению, сублимировалась в музыку и стихи. Сначала стал писать песни - одна из них сразу победила на всероссийском конкурсе. Но вскоре начинающий композитор понял, что этой формы недостаточно для выражения в музыке его чувств и переживаний. Однако и песенный жанр не забросил - практикуется в нем вместе со своим коллективом "Обними планету". После окончания академии Волкотруб учился вокалу в частном институте, брал уроки композиции у разных педагогов. Как рассказал Александр, очень важную роль в его творческом становлении сыграли встречи с такими мэтрами, как композитор, народный артист РСФСР Сергей Слонимский, дирижер, народный артист СССР Владислав Чернушенко и режиссер театра Юрий Томошевский.

Свое следующее произведение Александр Волкотруб также посвятит классику русской литературы - Александру Пушкину, 225-летие которого отмечается в этом году.

Сюита "Лев Толстой" создана при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.