Тайны Музея «Мосфильма»: откуда взялась антикварная Галатея и как делали золотой шлем Македонского? РЕПОРТАЖ
Композиция «Рабочий и колхозница» – один из главных символов отечественного кинематографа. Копию скульптуры, венчавшей советский павильон на Всемирной выставке в Париже в 1937 году, сделала специально для «Мосфильма» Вера Мухина. Ее работа символизировала союз пролетариата и крестьянства, великие достижения СССР. Днем рождения киностудии считается 30 января 1924 года, когда на экраны вышла картина Бориса Михина «На крыльях ввысь», рассказывавшая о героизме советских летчиков и авиаконструкторов, а узнаваемая эмблема в виде «Рабочего и колхозницы» появилась лишь в 1947-м. Впервые она предваряла картину Григория Александрова «Весна».
MIR24.TV побывал в Музее «Мосфильма» в преддверии столетнего юбилея киностудии и увидел ту самую скульптуру Веры Мухиной, с которой делали заставку, а также «пятикилограммовый золотой шлем Александра Македонского», бронзового Пегаса – подарок на юбилей Боровских из «Служебного романа» и «Москвич», на котором героини фильма «Москва слезам не верит» Тоня, Люда и Катя ехала на дачу к родителям Коли.
Киностудия «Мосфильм» расположилась недалеко от «Киевской» – 15 минут на автобусе, который отходит от площади между торговым центром и вокзалом – и мы на месте. По нечетной стороне в начале Мосфильмовской улицы на территории 30 гектаров раскинулось царство кинематографа.
Здесь есть все для того, чтобы фильм можно было снять от начала до конца, не выходя за пределы студии: оборудованные по последнему слову техники открытые и закрытые съемочные площадки, цеха и мастерские, в которых создают декорации, грим и костюмы, современное хранилище фондов. Здесь есть новый киноцентр, город XIX века и даже бутафорский храм, а еще небольшой музей, который пользуется популярностью. Даже в будний день экскурсионные группы – взрослые и детские, московские и иногородние – наступают друг другу на пятки.
За 100 лет на студии поработали Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров, Иван Пырьев, Михаил Ромм, Александр Птушко, Михаил Калатозов, Григорий Чухрай, Михаил Швейцер, Сергей Бондарчук, Андрей Тарковский, Марлен Хуциев, Василий Шукшин, Элем Климов, Лариса Шепитько, Никита Михалков, Андрей Кончаловский, Алла Сурикова, Светлана Дружинина, Станислав Говорухин, Марк Захаров, Константин Воинов, Эльдар Рязанов, Владимир Меньшов, Леонид Гайдай, Александр Митта, Владимир Басов, Георгий Данелия и многие другие режиссеры СССР, а затем и России, которые создали подлинные шедевры кино. А вот музей появился относительно недавно – после того, как киноконцерн в 1998 году возглавил и вытащил из разрухи Карен Шахназаров.
«Наш музей существует 20 лет, – рассказывает MIR24.TV экскурсовод Наталья Ануфриева. – Соответственно, в основном представлены предметы, которые удалось собрать за это время. Когда музей открылся, стало очевидно, что людям действительно интересно увидеть легендарные костюмы и предметы реквизита. Раньше не было такой задачи, поэтому многие вещи просто не сохранились».
Музей занимает всего три зала: в одном из них развернулась выставка, посвященная юбилею киностудии и собравшая самые узнаваемые предметы из «мосфильмовских» картин, в другом выставлены «засветившиеся» в кино ретроавтомобили, в третьем – кареты, костюмы и бутафория. Главное отличие этого музея от любого другого состоит в том, что все экспонаты одновременно являются рабочим инвентарем – при необходимости их забирают на съемки. Никаких строгих смотрителей – только экспонаты и путешествующие по миру «Мосфильма» экскурсанты. Но отдельно от группы сюда не попасть.
И если вы действительно любите и знаете советское кино, то вы совершенно точно будете рады увидеть, например, вот эту бронзовую «лошадь» из комедии «Служебный роман» Эльдара Рязанова. Скульптуру купила общественница Шурочка в подарок сослуживцу по фамилии Боровских на 50-летний юбилей. Именно эту вещь тащит Новосельцев (Анатолий Ефремович), когда становится свидетелем странной сцены между Людмилой Прокофьевной и ее секретаршей Верочкой.
– Поставьте лошадь! Что вы! Она же тяжелая. Что вы в нее вцепились?! – Я с ней сроднился...
На самом деле это копия работы «Персей и Пегас» французского скульптора XIX века Эмиля-Луи Пиколя, видимо, оказавшаяся среди реквизита «Мосфильма» вместе с антикварными предметами. Кроме «Служебного романа» она использовалась в картинах «Секретная миссия» Михаила Ромма, «Пакет» Владимира Назарова, «Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая, «Мой ласковый и нежный зверь» Эмиля Лотяну и «Ширли-мырли» Владимира Меньшова.
Еще одна узнаваемая скульптура в экспозиции – «Одалиска (Сулмитаида)», она же Прасковья Тулупова, она же Галатея. Этот предмет не был сделан мастерами «Мосфильма» и доподлинно неизвестно, как он туда попал. Скульптура является одним из повторений работы итальянского мастера Паскуале Романелли, выполненной в его мастерской в XIX веке. Предполагают, что статуя могла попасть в хранилище вместе с партией антиквариата после 1947 года.
«В запасниках есть антикварные предметы, с самого начала у населения скупали винтаж для реквизита, костюмы, что-то люди сами приносили на киностудию – эти предметы живут новой жизнью и работают в кино, их судьбой занимается «Дом костюма и реквизита». Периодически они находят интересные вещи, реставрируют, создают реплики известных нарядов», – поясняет Наталья.
Впервые полуобнаженная мраморная дева появилась в фильме Александра Алова и Владимира Наумова «Бег», в покинутом дворце главнокомандующего после побега белогвардейцев из Крыма. Несколько раз она мелькает в «Служебном романе», около рабочего стола Бубликова. Та же скульптура украшает баню в фильме Наума Ардашникова и Олега Ефремова «Старый Новый год». Мраморная одалиска стоит на рабочем месте администратора гостиницы в сатирической комедии «Вечерний лабиринт» Бориса Бушмелева и в зимнем саду главной героини фильма Глеба Панфилова «Васса». Однако действительно узнаваемым это произведение искусства сделала комедия Марка Захарова «Формула любви». По сюжету, влюбленный в мраморную деву юный дворянин обращается к алхимику и прохиндею графу Калиостро, чтобы оживить свою возлюбленную…
– Знаю, о ком ты грезишь! Срам! Перед людьми стыдно… – Это вы о ком? – О ком! О бабе каменной, вот о ком! Вся дворня уже смеется!
В Музее «Мосфильма» можно увидеть костюмы и головные уборы персонажей из советских кинохитов. Здесь есть, например, гусарский мундир Шурочки Азаровой из «Гусарской баллады» Эльдара Рязанова. Одежду героев для фильма создала художник по костюмам Ольга Кручинина, которая педантично изучила источники и сделала мундиры максимально приближенными к настоящим. Неподалеку выставлены наряды Ибрагима Ганнибала и Наташи Ртищевой из фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» Александра Митты – в них снимались Владимир Высоцкий и Ирина Мазуркевич. На фоне замысловатых исторических костюмов привлекают внимание простотой кроя и яркими цветами наряды из комедий «Карнавальная ночь» и «Иван Васильевич меняет профессию». Сохранили для истории также костюмы Труса, Балбеса и Бывалого из «Бриллиантовой руки».
На отдельной витрине выставлены треуголка Евгения Евстигнеева – «Бестужева» в картине «Гардемарины, вперед!», нелепая оранжевая шапка с помпоном Юрия Никулина из «Операции «Ы», богато украшенный головной убор Царевны-лебеди из «Сказки о царе Салтане» (со звездой во лбу и месяцем под косой) и шапка-невидимка Черномора из сказки «Руслан и Людмила». Неподалеку сверкает драгоценными камнями, сделанными из чешского стекла, «корона Российской империи» из последнего в трилогии фильма о «неуловимых мстителях» и золотится увесистый шлем из «Джентльменов удачи».
– Скажите, сколько весит этот шлем? – Пять килограммов 243 грамма чистого золота. – Тяжелая шапочка...
На самом деле шлем сделан из старой пожарной каски, к которой приделаны бараньи рога, и покрашен золотой краской. Вжух! И магия кино превращает крашеную каску в археологическую ценность: шлем Александра Македонского, утерянный им во время Индийского похода. Кстати, подобным нехитрым образом в комедии «Иван Васильевич меняет профессию» крашеная пшенка превратилась в деликатесную черную икру. Увы, настоящей на царском столе была только икра заморская – баклажанная.
Увлеченных автолюбителей манит округлыми формами зал с ретроавтомобилями. Помните момент в оскароносной картине Меньшова «Москва слезам не верит», когда Тоня вместе с Катей и Людой отправляется на дачу к Коле знакомиться с родителями? Едут герои на небесно-голубом 401-м «Москвиче». А в самом начале фильма «Гараж» героиня Ахеджаковой на этой же машине приезжает к зданию зоологического музея.
Рядом с «Москвичом» занимает совсем немного места мотоколяска, больше известная как «инвалидка», потому что выдавалась инвалидам – управление полностью ручное, педали отсутствуют, двигатель от мотоцикла. В это крошечное авто втискивались Трус, Балбес и Бывалый в комедии Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Забыть эту картину вкупе с оранжевой шапочкой Никулина, габаритами Моргунова и шубой Вицина почти невозможно.
Есть в музее и более древний транспорт, например, прогулочная карета XIX века – ландо – является абсолютным подлинником, в ней до сих пор не заменили ни одной детали. Этот экспонат снимался в фильмах «Война и мир», «Анна Каренина», «Дворянское гнездо», «Станционный смотритель», «Формула любви». Богато украшенная «королевская» карета неподалеку создавалась специально для исторического сериала Светланы Дружининой «Тайны дворцовых переворотов».
«Нужны были царские кареты, а в коллекции их не было, поэтому решили сделать сами из того, что было, – рассказывает экскурсовод. – Взяли карету, перекрасили, поменяли обивку, добавили золоченые резные орнаменты – и вот он, образ царской кареты XVIII века».
Осмотрев три зала, экскурсанты высыпают на улицу. На территории киностудии находятся 17 закрытых съемочных павильонов и две открытые площадки. Именно туда мы и отправляемся, чтобы внезапно телепортироваться с Мосфильмовской улицы в Москве в совершенно другой, таинственный мир. Вот уже 20 лет на «Мосфильме» стоит и пользуется высоким спросом готовая декорация – старый город XIX века. Две улицы, состоящие из невысоких домиков с арками, колоннами, атлантами и стилизованными вывесками, возвели за два с половиной летних месяца 2004 года к съемкам картины Карена Шахназарова «Всадник по имени смерть». Площадь декорации – 10 тысяч квадратных метров, то есть целый гектар. Съемки завершились, но город получился таким красивым и так понравился другим режиссерам, что его решили не разбирать. В этих декорациях уже снято несколько сотен картин, в том числе «Статский советник», «Елки 1914», сериалы «Доктор Живаго», «Угрюм-река», «Екатерина», «Шаляпин», «Вертинский», «Раневская».
Несмотря на кажущийся уют заснеженных улиц, фасады – это просто деревянный каркас, обшитый листами фанеры. Двери и окна открываются, но внутри ничего нет, интерьеры для съемок создаются отдельно в съемочных павильонах. Объемные элементы: лепнину, колонны, скульптуры – местные художники делают из пенопласта. Если его покрасить, получается очень похоже на камень. Достоверность иллюзии действительно впечатляет.
«Две улицы – два города: Петербург и Москва XIX века, но образ собирательный. Грамотно изменив декорации, можно передать образ любого города, – продолжает Наталья. – Здания перекрашивают, меняют формы фасадов, вывески. Вывеска на французском – и вы в Париже, на немецком – в Берлине, на английском – в Лондоне. Тут даже как-то Китай снимали, эта улица превращалась в город Харбин».
Если повезет, то экскурсовод покажет еще одну декорацию, которая в Музей «Мосфильма» не входит, но стоит в одном из закрытых павильонов уже более 10 лет. Дело в том, что снимать художественное кино в действующих церквях запрещено, но, если эпизод небольшой, ради него строить декорацию дорого и долго. Поэтому на «Мосфильме» возвели собирательный образ православного храма. По безликой лестнице мы проходим в огромное помещение со свисающими с потолка двумя старинными люстрами. Отсюда открывается вход в очередной портал – за дверью внезапно оказывается очень похожая на настоящую бутафорская церковь. Низкий свод покрыт полуразрушенными от времени фресками, темнеет старинный иконостас, со стен смотрят древние лики.
Чтобы создать такие иконы, изображение печатают на принтере, приклеивают на доску и состаривают. Правда, не все иконы сделаны таким образом – есть в фондах «Мосфильма» и старинные подлинники, которые тоже используют для съемок. Эту декорацию использовали при работе над сериалами «Яма», «Екатерина», «Кибердеревня», картиной «Монах и бес», а недавно певец Шаман за полдня снял здесь клип на песню «Исповедь».
Часть экспозиции Музея «Мосфильма» разместилась в коридорах первого этажа главного корпуса киностудии, например, «Рабочий и колхозница», стенд с «оживающей» сценой из фильма «Вий», коллекция раритетной операторской техники, награды престижных фестивалей, этюды к мосфильмовским картинам Андрея Тарковского: «Солярис» и «Каток и скрипка». Все это дает возможность ближе прикоснуться к любимым с детства фильмам, которые помнишь наизусть, и оставляет надежду, что со временем экспозиция будет расширяться и пополняться предметами из других, пока не представленных картин.