«Хотелось бы, чтобы национальная музыка звучала не только у Малахова, где всем весело»: продюсер отечественного аналога «Евровидения» - конкурса «МиР – Музыка и Развитие» - Александр Яковлев
Продюсер Александр Яковлев известен в музыкальной индустрии как руководитель популярного в России детского Международного конкурса «МиР – Музыка и Развитие»: конкурс называют нашим отечественным аналогом «Евровидения» для молодых исполнителей. Также Яковлев является основателем и продюсером популярного оркестра «Гранд Мелоди Оркестр» («Оркестр Яковлева» ). Уникальность коллектива заключается в исполнении известных произведений и песен (советские хиты, народная музыка и песни, классическая музыка) на народных инструментах, но в современном зажигательно-драйвовом стиле. Коллектив использует всевозможные современные технологии и электронные компоненты. Аналогов концертным программам «Гранд Мелоди Оркестр» у нас в России нет. О последних тенденциях и изменениях в отечественной музыкальной индустрии, необходимости новых имен на эстраде и о том, как конкурс «МиР – Музыка и Развитие» набирает популярность не только в России и странах пост-советского пространства, но и дружественных государствах – например, Китае и Сирии – Александр Яковлев рассказал «Ревизор.ру». «В конкурсе «МиР» у нас – чемпионские сборы» Как вы оцениваете для себя ушедший 2023-й год? У меня в ушедшем году произошло много позитивных событий. Во-первых, мы – «Гранд Мелоди Оркестр» - выступили на одном из лучших фестивалей – «Славянский базар» - в белорусском Витебске. В рамках фестиваля у нас прошел очень успешно большой сольный концерт. Также мы приняли участие в открытии Президентского концерта. То есть в мекке славянской музыки мы приняли участие. В детском Международном конкурсе «МиР – Музыка и Развитие» в этом году у нас прямо чемпионские сборы, 6537 участников. Это ребята-музыканты практически из всех регионов России, а также из дружественных стран – Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Китай, Сирия. Я считаю, что цифра говорит сама за себя. Конкурс продолжается, в настоящее время мы готовимся к проведению мастер-классов. Как выглядят мастер-классы в рамках конкурса «МиР – Музыка и Развитие»? С юными музыкантами общаются наставники конкурса «МиР – Музыка и Развитие». Это ведущие педагоги РАМ имени Гнесиных и преподаватели музыкальных учебных заведений Москвы. Мастер-классы проходят по три часа с небольшими перерывами, в течение двух дней с 10 утра до 10 вечера. Я пробовал сделать традиционные мастер-классы – 45 минутные, часовые. Но этого времени не хватает, для того, чтобы познакомиться (участникам и наставникам) и построить профессиональный диалог. А вот трехчасовые сеты позволяют поговорить и о каждой номинации в отдельности, и о музыке в целом. И проговорить и проработать, продемонстрировать особенности обязательной программы для участников второго тура. Мастер- классы доступны для всех? Их посещать и смотреть могут все участники конкурса. В том числе и те, кто не прошел во второй тур по разным причинам. Приезжают и дети – эта практика впервые была применена нами в прошлом году – которые планируют на следующий год принять участие в конкурсе «МиР – Музыка и Развитие». Как уже у нас принято, все мероприятия нашего конкурса совершенно бесплатны. Очень помогает ПФКИ – Президентский Фонд Культурных Инициатив - огромное спасибо руководителю структуры Роману Карманову за поддержку и за советы. Так что приезжайте, мастер-классы будут проходить в арт-холле «Музосфера», в нашем большом музыкальном центре, места хватит всем. Я уверен, будет интересно. Что планируется дальше в рамках конкурса? В марте мы приглашаем всех прошедших ребят на подготовительные репетиции. Это также достаточно уникальный формат – мы объединяем сольных исполнителей в мини-коллективы и предоставляем детям возможность порепетировать. На мой взгляд, очень правильно и удобно. 7 и 8 марта будут проходить практически с утра до ночи репетиции всех коллективов. 9 марта у нас уже запланирован полноценный второй тур. А 10-го огромный Гала-концерт, с профессиональной телевизионной съемкой. Уже по итогам конкурса проведем Круглый стол для участников, и большую пресс-конференцию. «Участников «голой вечеринки», я думаю, россияне простят» В конце декабря и весь январь почти вся Россия обсуждала нашумевшую «голую вечеринку», на которой отметились даже звезды первой величины. После чего выступления тех же Филиппа Киркорова и Лолиты стали массово «отменять» на телевидении. Каково ваше к этому отношение? Видимо, Анастасия Ивлеева (блогер, которая выступила лицом команды организаторов «голого» мероприятия) великолепный пиарщик. С точки зрения самой акции, она переплюнула даже выходки Моргенштерна (признан Минюстом РФ иноагентом – прим.авт). Я видел извинения артистов, конечно же, им всем очень некомфортно... И я тоже недоволен, что по всем каналам это продолжает греметь уже черт-те сколько времени. Я не хочу, чтобы мои дети видели фоторепортажи с таких мероприятий. Ну а ребята (артисты-участники вечеринки) здорово «вляпались». «Отмены» концертов Киркорова и Лолиты в России – это надолго, навсегда? Какие у вас прогнозы? Я думаю, что как-то это растает. И потом, не забывайте, мы русские люди. Мы даже врагов своих – Германию, военные которой унесли миллионы жизней жителей нашей страны – простили по большому-то счету. А этих уже голожопых точно простят. Какое-то время их погнобят, безусловно. Потом простят. Как должна измениться миссия культуры в России Замечаете ли вы изменения в современной музыкальной индустрии в России? Какие? Мне очень приятно, что государственные структуры начали уделять больше внимания народным и национальным направлениям в музыке. Это здорово. Я думаю, что через каких-то три-пять-десять лет народная музыка в России станет достаточно популярной. Собственно, это является основной нашей целью. Как должна измениться миссия культуры в России, на ваш взгляд? Я в свое время очень много путешествовал на машине и даже задержался на некоторое время в Голландии. Так вот там, все бары и рестораны имеют небольшие сцены, чуть ли не в круглосуточном режиме проходят выступления музыкантов и музыкальные программы. И я только в центре Амстердама видел рок-музыкантов. А в остальных ресторанах (я их много проехал) звучат именно национальные мелодии. Они могут быть в виде роботизированных систем с куклами, либо это живые коллективы, либо стилизованный персонал. Но везде присутствует именно национальный колорит! В такой ненавязчивой форме любой гость – местный житель или турист – знакомится с характером и особенностями культуры государства. В том числе началось и мое знакомство с голландской культурой. Я не знаю, насколько этот пример подходит нашей стране. Но культуры в национальном формате должно стать в России кратно больше. Интегрировать с современными технологиями, передать молодому поколению в современных формах. Культура это ведь не только корни и историческая память. Это кругозор, общее развитие. Я считаю, что новое поколение – сегодняшние малыши, подростки – им, конечно, нелегко. Тот технологический прогресс, который нас накрыл, вынимает из нас и душу, и разум. Он нас черствит, замораживает и заражает в зомби-программах. Это отражается больше всего именно на юном поколении. Хочется, чтобы люди не забывали о книгах, музыке, больше слушали, просвещались и развивались. Если бы все знали свои корни, были знакомы с культурным наследием – а это и музыка, и литература, и история, и архитектурное направление – то совершенно точно, я в этом убежден, то сейчас не было бы бойни в сердце славянского народа. Чего сегодня особенно не хватает музыкальной индустрии, на ваш взгляд? Не хватает «Гранд Мелоди Оркестра» с сольными концертами на всех центральных телеканалах. Причем я сейчас почти не шучу. Дело не в моем коллективе. Конечно, хотелось бы, чтобы уже профессиональные народные коллективы, олицетворяющие наше культурное наследие в сфере народной музыки, появлялись чаще на центральных каналах. Не только у Андрея Малахова в программе о хороших песнях, где всем весело. Но это ведь не концерт, а ток-шоу. Хотелось бы уже профессионального звучания «народников» на серьезных площадках и серьезных концертах. Надеюсь, в наступившем году мы это наверстаем.