Войти в почту

В сети — убийственно смешное «Американское чтиво». За что эта умная комедия заслужила пять номинаций на «Оскар»?

В сети вышло «Американское чтиво» — режиссерский дебют сценариста сериала «Хранители» Корда Джефферсона, уже удостоенный пяти номинаций на премию «Оскар». О том, почему эта упоительная сатира на стереотипы об афроамериканцах устроена сложнее и остроумнее, чем кажется, читайте в материале «Ленты.ру».

В сети — убийственно смешное «Американское чтиво». За что эта умная комедия заслужила пять номинаций на «Оскар»?
© Lenta.ru

Дата выхода: 6 февраля Страна: США Продолжительность: 1 ч 57 мин. Режиссер: Корд Джефферсон В ролях: Джеффри Райт, Трейси Эллис Росс, Исса Рэй, Стерлинг К. Браун

Телониус Эллисон (Джеффри Райт) по прозвищу Монк — седобородый писатель и преподаватель литературы в лос-анджелесском университете. Его книги не пользуются популярностью, поскольку, по словам издателей, «недостаточно черны». Эллисон дежурно возмущается, поскольку является афроамериканцем, но продолжает сочинять романы, вдохновленные шедеврами античной драматургии. Однако годы давят, и последней каплей, ведущей к кризису, становится сорванный студентами семинар.

Причина скандала — написанная на доске тема занятия, классический рассказ Флэннери О’Коннор «Гипсовый негр»

Ученицу возмутило слово на букву «н», начальство же решило перестраховаться и отправило Монка в его родной Бостон представлять очередную никому не нужную книгу. Едва встретившись с семьей, Телониус вынужден заняться организацией похорон скоропостижно скончавшейся сестры (Трейси Эллис Росс). Маму (Лесли Аггамс) на этом фоне разбивает давно маячивший Альцгеймер, так что Монк вынужден задержаться в Бостоне, пожертвовав остатками творческих амбиций. Однако именно эти обстоятельства провоцируют креативный взрыв. Всего за ночь Монк пишет чернушный роман, целиком составленный из клише о чернокожих американцах (от грамматических ошибок до криминальных разборок с родственниками). Подписавшись псевдонимом Стагг Р. Ли (в честь легендарного чернокожего бандита Ли Шелтона), он наутро отправляет рукопись издателю и вскоре получает предложение о публикации с баснословной суммой гонорара.

Удивительно, но суперактуальный сюжет «Американского чтива» основан на романе Персивала Эверетта, опубликованного еще в 2001 году. Эверетт опирался, среди прочего, на свой профессорский опыт, а сценарист Корд Джефферсон (сериалы «Хранители», «Станция одиннадцать») добавил к этому собственные впечатления от журналистской карьеры. Первая работа художника — это часто автопортрет, так что неудивительно, что дебютировать в режиссуре Джефферсон решил именно с «Американским чтивом».

Формально картина метко угодила в тренд на новый виток сатирического кинематографа — «Треугольник печали», «Меню» и прочее. Отчасти сюжет фильма перекликается и с недавним сериалом «Другая черная девушка» — автор лежащей в основе книги Закия Далила Харрис тоже опиралась на собственный опыт в книгоиздательском бизнесе

Но успех картины Джефферсона, уже заработавшей пять номинаций на «Оскар», судя по всему, основан не на следовании трендам, иначе чем этот фильм лучше книг, которые высмеивает? Сцена написания романа — одна из самых эффектных в фильме: парочка героев-маргиналов разыгрывает свою грошовую драму, а Монк, не вставая из-за стола, подсказывает им диковатые реплики. Резонно ожидать, что после такого прорыва в сюрреалистическое «Американское чтиво» из реалистической трагикомедии мутирует в фарс. Однако этого не происходит — Джефферсон работает сложнее и тоньше.

Роман становится точкой раздвоения жизни героя. С одной стороны, он вынужден скрывать свой успех от родных, с другой — притворяться уголовником на встречах с издателями и продюсерами, мечтающими о голливудской экранизации. Добивающим сюжетным пируэтом становится участие Монка в жюри литературной премии, в рамках которой он вынужден оценивать собственное самое успешное и ненавистное произведение. Таким образом, увлекательность и непредсказуемость «Американского чтива» парадоксально связана с его реалистичностью. Джефферсон пользуется комическими преувеличениями, рисуя деятелей книжного бизнеса, однако ни разу не позволяет себе откровенного шаржирования.

История о зомбированной повесткой индустрии здесь отражается в очень частном сюжете о кризисе идентичности: Монк вдруг обнаруживает, что и сам не совсем понимает, кто же он на самом деле

Одна из оскаровских номинаций по праву принадлежит Джеффри Райту — актеру, хорошо знакомому зрителю («Голодные игры», «Французский вестник»), но редко выходящему на первый план. Сила Райта — в способности органично переключаться между регистрами. Превращаясь в вымышленного писателя из гетто, он не теряет характерной пластической скованности, которая в этом образе трактуется собеседником как угроза. Именно Райт выступает в фильме олицетворением меланхолического остроумия, которое является основной эмоцией «Американского чтива». Обращаясь к сатире, Корд Джефферсон, к счастью, прекрасно понимает, что изящно аранжированная констатация проблемы всегда выигрывает в сравнении с мимолетной яркостью обличительного фельетона. Благодаря такому подходу «Американское чтиво», быть может, и теряет в чисто комедийном потенциале, однако улыбку этот фильм вызывает на протяжении всех двух часов своего хронометража.

Своей задачи «Американское чтиво» добивается и такой мягкой силой: всерьез относиться к произведениям, в которых недостаток художественного содержания подменяет какая-нибудь «повесточка», после картины, пожалуй, невозможно. Подробно разбирая очень конкретную и болезненную для чернокожего автора проблему, Джефферсон добивается универсальности высказывания, которых здесь, впрочем, несколько.

«Американское чтиво» не только высмеивает стереотипы об афроамериканцах, но и обращает внимание на снобов из профессуры, полагающих себя адептами высокого искусства. Кое-что важное здесь сказано и о том, как легко втюхать все, что угодно, желающему во что бы то ни стало быть в тренде обывателю. И обаятельная деликатность «Американского чтива» заключается в том, что картина не дает прямых ответов ни на один из поставленных острых вопросов. Таким образом Джефферсон берет зрителя в собеседники и сообщники, и эти мягкие интонации приятным эхом звучат еще долго после заключительных титров.

Фильм «Американское чтиво» (American Fiction) вышел на Amazon Prime Video