Праведники и грешники: Соборяне
Масштабное произведение "Соборяне", написанное в 1866-1872 годах, русский классик Николай Лесков считал своей лучшей и главной работой. Для Полины Агуреевой - это любимый лесковский роман. Огромный литературный первоисточник режиссёр переработала в сценическую версию для будущего спектакля. Авторская проза - совсем неочевидный выбор для театральной постановки, не "самоигральная" драматургия, это материал на сопротивление для команды создателей. Глубокий и сложный по содержанию оригинал потребовал вложения больших творческих усилий для всех участников созидательного процесса. Но только решение сверхзадачи и приводит к серьёзному, мощному по воздействию на зрителя результату. История последних лет жизни двух священников Савелия, Захария и дьякона Ахиллы в вымышленном городке Старгороде - казалось бы, далёкая тема от наших дней, ан нет. Сценическое прочтение романа-хроники оказалось наполненным до краёв дискурсами на многочисленные вопросы современности. Противоречивые и неоднозначные проблемы религии, политики, патриотических, либеральных, консервативных идей в обществе, и, конечно, мотивы человеческого поведения предлагает спектакль для обсуждения со зрителями. Наша русская душа, наш менталитет, наша самоидентификация, сознание отличия от других имеют глубокие корни. Полина Агуреева определяет жанр постановки как траги-фарс. Лесков в "Соборянах", говоря о волнующих его высоко философских вопросах, описывает и милую его сердцу провинциальную жизнь простого уездного духовенства. Писатель - выходец из семьи священника, тонкий знаток этой жизни. При всей любви к ней и этим людям, то праведникам, то грешникам, он глубоко понимает и переживает положение вещей в России на тот момент. Несовершенная система обучения в духовных семинариях, взяточничество среди священнослужителей, нищета у низших чинов служителей церкви, пьянство и другое - в тексте повод для почти гоголевской иронии, преувеличенного пафоса и комизма, реализованные на сцене режиссёрско-актёрской командой. Музыка Валерия Воронова к спектаклю в таких моментах досказывала очень многое. Яркая мизансцена спектакля - обеденный пир обывателей Старгорода. Разговоры под водку, кулачные споры, грешные мысли, подлые намерения - несовершенства рода человеческого характерно проявляются в музыкальной партитуре. По словам маэстро Юрия Башмета, музыкального руководителя и дирижёра постановки, здесь музыка своей острой пародийностью напоминает музыкальный стиль Альфреда Шнитке. Этот эпизод контрастирует с последующим трагизмом развития событий и выглядит запоминающейся музыкальной интермедией. В других сценах музыка полна печали и заунывности, интонационно используя типично русский тетрахорд. Камерный ансамбль "Солисты Москвы" расположился на возвышении у задника сцены. Музыканты и дирижёр были облачены в подобие холщовых рубищ, изображая монахов. На оставшемся пространстве сцены поместились горбатые деревянные мостки, перекинутые через грязь немощёных улиц захолустного городишки. Справа возвышалась высокая конструкция - колокольня, иконостас, алтарь. Слева - столб, будто крест. Украшением спектакля стали актёрские работы. Наталья Егорова создала правдивый образ своей героини - своенравной, прямой и честной хранительницы устоев Марфы Андреевны Плодомасовой. Естественная и живая игра актрисы подкупала убедительностью передачи переживаний персонажа. Режиссёр Полина Агуреева сыграла важную для понимания образа отца Савелия роль его жены. Исполнительница нашла верную интонацию говора Натальи Николаевны, манеру поведения преданной и искренне любящей протопопицы. Илья Шакунов в образе отца Савелия был совершенно неузнаваем в хорошем смысле слова. Загримированная внешность и внутренняя сущность священника совпали в единстве подачи образа мудрого страдальца и борца с инаковерцами. Алексей Вертков в роли Ахиллы был комически серьёзен и простодушно трагичен. Для публики восприятие спектакля "Соборяне", насыщенного авторскими размышлениями, противоречивыми идеями, сомнениями - это сложная душевная и мыслительная работа. Зритель напряжённо следит за происходящим, впитывая огромное количество мыслей в единицу сценического времени. Создатели постановки ставят много вопросов и мотивируют к поиску ответов. По окончании премьерного просмотра возникло желание вновь посетить спектакль, когда он обрастёт актёрской "плотью и кровью".