Павел Мирзоев представил на Володинском фестивале в Петербурге фильм "Блондинка"

На Володинском фестивале "Пять вечеров" в Петербурге показали фильм Павла Мирзоева "Блондинка", снятый по мотивам киноповести Александра Володина.

Павел Мирзоев представил на Володинском фестивале в Петербурге фильм "Блондинка"
© Российская Газета

Зал Дома актера на Невском, где состоялся показ, был буквально переполнен - несмотря на дневное, рабочее время. "Это какое-то чудо!" - признался режиссер. На встречу со зрителями пришла также исполнительница главной роли - актриса Дарья Жовнер.

"Это его зал - Александра Моисеевича, - отметила ведущая встречи, арт-директор фестиваля Марина Дмитревская. - Фильм снимали в Петербурге, в нем много володинского мироощущения, уже исчезающего…"

- Во время показа фильма я дышал вашим вниманием. Как удивительно вы смотрели, - сказал Павел Мирзоев зрителям. - Ничего прекраснее для режиссера нет. Спасибо вам за это.

Спрашивали о кастинге, о Петербурге и квартирах, где снимали фильм, о любимых сценах, володинских женских типажах. О велосипеде героини, о собаке и утке - героях фильма…

Отдельные аплодисменты зрителей - автору музыки, написал ее Петр Налич. Прекрасная операторская работа - Алишера Хамидходжаева ("Бумажный солдат", "Сказка про темноту", "Жить", "Аритмия", "Война Анны").

Фото: Предоставлено продюсерской компанией Vita Aktiva

В фильме снимались петербургские артисты: Юлия Марченко, Эра Зиганшина, Федор Федотов, Дмитрий Лысенков, Геннадий Смирнов, Анна Арефьева, Арсений Мыцик, Ирина Соколова…

- Продюсер Юлия Мишкинене дала мне возможность сделать кастинг в Петербурге, - рассказал Павел Мирзоев. - У Володина город - место действия - не назван. Я решил, что это будет Петербург. У меня была комната с окнами на Фонтанку, ко мне приходили петербургские актеры, и они просто выигрывали кастинг - лучше московских артистов попадали на эти роли, оказались точнее. И со многими из них я хочу дальше работать. В Москве тоже был кастинг, и на роль режиссера Льва Николаевича - тоже (сыграл ее в результате Евгений Цыганов).

Почему из всего володинского наследия возник именно фильм "Блондинка"?

Павел Мирзоев: Володин - мой любимейший драматург. Я читал его произведения еще в институте, и "Блондинку" в том числе. Очень их любил. Но тогда я еще не был готов снять такой фильм, как "Блондинка". Володин только кажется простым автором, на самом деле - невероятно сложный. Чуть-чуть копнешь его тексты и видишь: там слои за слоями, смыслы за смыслами… Это такой столп, который через всю душу проходит. Я убежден, что Володин - живой автор, живее многих живущих. Для меня большим счастьем была работа с этой драматургией, это просто подарок судьбы. И еще я хотел бы поставить что-то володинское в театре.

Фото: Предоставлено продюсерской компанией Vita Aktiva

Что для меня Володин? Прежде всего - это любовь к человеку, понимание человеческого несовершенства - и теплая жалость к этому несовершенству. Воспевать героического героя - просто, а вот снять такую девушку, которая черт-те чем занимается, гоняется за режиссером, которому не нужна, в каком-то смысле одержима - сложнее. Сложные задачи интересны. Я верю, что Ира не сдастся, останется идеалисткой до конца.

"Блондинка" - мой третий фильм. Сценарии моих первых игровых фильмов ("Как я стал…", "Зови меня Дрозд") написаны замечательными современными авторами, которых я очень уважаю. Но к третьему фильму я, немного набрав режиссерских мускулов, решился. Рискнул, и не жалею об этом ни капли.

Фильм про театр и про любовь. Действие перенесено в наши дни. Поэтому появились современные моменты. Есть отсылки к советскому кино ("Зеркало" Тарковского, "Я шагаю по Москве" Данелии, "Июльский дождь" Хуциева). Маленький театр "Северная почта". Режиссер ставит "Чайку" Чехова. Молодая актриса Ирина буквально очарована, загипнотизирована им: "Он НЕ стандартный, не - отдельно, НЕ обыкновенный, не - отдельно. Мы все в него поверили".

"Для меня это не театральный фильм, принципиально. Это история про сложную любовь. Другое дело, что в материале, как во всем позднем Володине, есть некая условность, все происходящее увидено глазами героини, человека необычного, эксцентричного", - считает режиссер.

Фото: Предоставлено продюсерской компанией Vita Aktiva

Дарья Жовнер родилась в Петербурге. Окончила Школу-студию МХАТ, курс режиссера Виктора Рыжакова. Во время учебы ставили спектакль "С любимыми не расставайтесь", привозили его на Володинский фестиваль. В кино Дарья дебютировала в фильме "Теснота" Кантемира Балагова.

Вам встречалась в жизни подобная ситуация, которую вы сыграли в "Блондинке"?

Дарья Жовнер: Скажу честно - да. История, которую проходит Ира со Львом, мне лично знакома. Обычно это сначала происходит в твоей жизни, а потом ты говоришь: "О, да, я знаю, как это сыграть - у меня это было…" А у меня было наоборот: сначала возникла "Блондинка", а через какое-то время - произошло в жизни… После фильма я уже знала, что делать, говорить…Как будто отрепетировала.

Вы одержимы театром как ваша героиня Ира? Служите в каком-то театре?

Дарья Жовнер: Я работала в Театре имени Ленсовета реквизитором. После окончания учебы - в Александринском театре по контракту, полтора года играла на Новой сцене в спектакле Бениамина Коца "Дневник. Игра в Гомбровича". Сейчас живу в Москве. Отношений с театром нет, но надеюсь - еще будут.

К слову

"Блондинка" под названием "Киноповесть с одним антрактом" впервые была поставлена в Ленинградском БДТ в 1984 году. В том спектакле Георгия Товстоногова главную героиню играла Алиса Фрейндлих.