В Мариинском театре поставили оперу Беллини "Пуритане"

Подлинный шедевр бельканто "Пуритане" - редчайшее явление нашего музыкального ландшафта. Прощальный опус итальянца Винченцо Беллини требует столь исключительного ансамбля певцов, что редко появляется на афишах даже лучших оперных домов мира. Мариинский театр спустя полтора столетия рискнул вспомнить об этой опере и выиграл, потому что главную женскую роль исполнила феноменальная Альбина Шагимуратова; за дирижерским пультом Валерий Гергиев, а в кресле режиссера-постановщика - оперный дебютант Владислав Фурманов.

В Мариинском театре поставили оперу Беллини "Пуритане"
© Российская Газета

Парадоксально, но факт: супротив природе оперного театра в реальности ныне спектакли делаются из самых разных резонов, и только в самую последнюю очередь - из вокальных возможностей и интересов певцов. Мариинка, наконец, разорвала порочный круг этой пагубной традиции и представила постановку, где главная роль отдана музыке в интерпретации человеческого голоса. При этом "опера должна вызывать слёзы, ужасать людей, и заставлять умирать от пения", - писал композитор своему либреттисту.

В основе этой последней оперы Беллини, сочиненной им по заказу Россини, и имевшей мировую премьеру в январе 1835 года в Париже на подмостках "Театра Итальен" за восемь месяцев до кончины своего создателя в возрасте всего 33 лет, либретто поэта Карло Пеполи по французской пьесе Франсуа Ансело и Жозефа Ксавье Бонифаса (Сентина) "Круглоголовые и рыцари". Сюжет получился, как надо в опере: сколь страстный, столь и абсурдистский, хоть он и имеет вполне определенный исторический антураж: события разворачиваются в революционной Англии середины XVII века, во время гражданской войны, когда республиканцы-протестанты боролись с католиками-роялистами.

Главную любовную пару составляют, конечно, представители враждующих сторон: сопрано - поборница Кромвеля, тенор - приверженец Стюартов. Но о чудо! В этой опере никто не умирает, хотя путь героев к счастью тернист и пролегает через мнимую измену, побег, безумие, арест и даже смертный приговор, который останется без исполнения. Одним словом, бездна чувств оказывается сильнее и притягательнее здравого смысла.

Политические аллюзии сюжета остаются не востребованными режиссером. Он в союзе с трио художников - Галина Филатова (декорации и костюмы), Антон Николаев (свет), Александра Агринская (видео) создает среду обитания, в которую можно вписать абсолютно любую "большую оперу", где доминируют километровые шлейфы и накидки, преувеличенные парики и костюмы во псевдороскошной (к сожалению, не комплементарной для артистов) стилистике с вампучным оттенком. И развлекая публику бесконечной игрой с разными уровнями сцены, при этом оставаясь на одном уровне режиссерского мастерства и вдохновения. Но успешным камертоном премьеры становится роскошный "пуританский квартет" солистов: Эльвира - Альбина Шагимуратова; ее возлюбленный лорд Артур Тальбот - Сон Чи Хун; ее дядя и предводитель пуритан сэр Джордж Уолтон - Магеррам Гусейнов и его друг сэр Ричард Форт - Владислав Сулимский. В небольшой, но по-царски красивой партии Королевы-изгнанницы Генриетты появляется обладательница Гран-При последнего конкурса Чайковского Зинаида Царенко, которой теперь Мариинский театр постоянно представляет возможность для творческого взросления с явным опережением процесса накопления ее творческого потенциала.

В "Пуританах", в отличие от других опер Беллини (например, "Нормы" или даже "Сомнамбулы") не найти "проходных" номеров: каждая ария, каждый дуэт, ансамбль - воплощение настоящей красоты. Поэтому, если возникают какие-то "шероховатости", то цена их гораздо выше, чем в других операх. И качество звучания хора явно требует существенной доработки, как оркестру заметно нужны еще репетиции, дабы исключить расхождения с певцами. При этом все же музыканты под управлением Валерия Гергиева заботливо и бережно старались "сопровождать" солистов, изысканно исполняли инструментальные антракты, генерируя необходимую энергию спектакля.

Южнокорейский тенор Сон Чи Хун - "золотой" лауреат также последнего конкурса Чайковского имеет в своем арсенале все необходимые заоблачные ноты, но сценической харизмы и актерского мастерства ему еще пока явно не хватает в должной мере. А вот для бас-баритона Магеррама Гусейнова и баритона Владислава Сулимского предписанные их амплуа композитором партии идеально вписалась в галерею их вокально-актерских достижений.

Абсолютно запредельные чудеса творит сопрано Альбина Шагимуратова, создавая уникальное ощущение, что ее вокальные возможности намного обширнее требуемых для исполнения этой архисложной партии. В ее роскошном голосе огромная палитра нюансов и оттенков, но нет и намека на "химическую" имитацию тесситурных сложностей, а ее фразировка наполнена и эмоциональными переливами, и внутренней силой в психологических кульминациях. Ее голосом наслаждаешься, и веришь ему, как и задумано в самых высоких образцах оперного искусства.