Песни на жестовом языке и поющая пила. Чем удивит новый сезон проекта «Музыка в метро»
Московское метро давно перестало быть только транспортом — это настоящий город под землей, где проводят выставки, экскурсии и кинопремьеры, где можно скачать электронную книгу по QR-коду и выпить кофе. А еще попасть на концерт.
В конце января начался шестой сезон проекта «Музыка в метро». Корреспондент mos.ru побеседовал с артистами о том, какой репертуар они подготовили для москвичей. Рассказываем, что такое песня на жестовом языке, где послушать звуки стального барабана и поющей пилы, как по пути на работу или учебу прикоснуться к народным традициям и каким образом проект помогает юным исполнителям проложить себе дорогу к успеху.
«Катюша» на стальном барабане и вокал пилы
Проект «Музыка в метро», который появился в 2016 году, позволил упорядочить все музыкальные выступления в метрополитене. Площадки расположены в переходах и вестибюлях, к шестому сезону их насчитывается 43: например, на станциях «Маяковская», «Полянка», «Театральная» и «Таганская» Кольцевой линии. Недавно открылись новые — на «Рижской», «Марьиной Роще», «Кленовом бульваре», «Каховской», «Проспекте Вернадского», «Мичуринском проспекте», «Новаторской» и «Кунцевской» Большой кольцевой линии, на станции Лихоборы третьего Московского центрального диаметра. Выступления проходят и на международном автовокзале Северные Ворота.
Площадки разделены по уровням громкости: низкий, средний и высокий. Выступления организуют во внепиковые часы, когда поток людей снижается — по будням с 10:00 до 17:00 и с 20:00 до 22:00, по выходным с 10:00 до 22:00. На сайте проекта можно посмотреть расписание.
Чтобы присоединиться к «Музыке в метро», артисты проходят кастинг. Профессионалы отбирают лучших исполнителей в разных жанрах. Репертуар не ограничивается привычными гитарами и скрипками. Переходя с одной станции на другую пассажиры могут услышать звуки баянов, саксофонов, балалаек, виолончелей, барабанов, флейт, аккордеонов, арф и пианино. Есть и более редкие инструменты — ситар, ханг, средневековая волынка и садора. Музыканты играют что угодно, к чему лежит душа: авторские и народные песни, поп, джаз, блюз, рок, фолк, инструментальные мелодии.
В этом сезоне участвуют 285 артистов, некоторые из них уже знакомы москвичам. В метро снова выступают певица Алиса Димитриади, балалаечница Антонина Синицина, скрипач Александр Демидов, команда «Эхо улиц», саксофонистка Александра Фокс. Во второй раз к проекту присоединился ансамбль «Поющая сталь». Музыканты играют на инструментах, сделанных из стали, — карибском барабане и поющей пиле. По словам исполнительницы Ирины Сидоровой, название дуэта выбрано неслучайно.
«Когда я ударяю по барабану палочками, он издает звуки, схожие со звуками духовых инструментов. А мой партнер использует для пилы смычок, и она словно поет человеческим голосом. Пассажиры останавливаются, удивляются, спрашивают, каким образом стальные предметы могут звучать так необычно. Мы знакомим их с устройством наших инструментов. Проект “Музыка в метро” предоставляет возможность донести до публики что-то новое», — поделилась Ирина Сидорова.
Дуэт «Поющая сталь» дает концерты на станциях «Площадь Революции», «Охотный Ряд», «Театральная». В его исполнении можно послушать произведения «Времена года» Антонио Вивальди, «Аве Мария» Иоганна Себастьяна Баха и Шарля Гуно, хиты группы The Beatles и русскую народную песню «Калинка».
В проекте «Музыка в метро» появились три новые площадки на БКЛПлощадка проекта «Музыка в метро» появилась на станции Лихоборы МЦД-3
Хор мам и песни на жестовом языке
Каждый сезон к проекту присоединяются новые музыканты, и этот не стал исключением. В метро впервые можно послушать этно-экзотику и светлый рок коллектива «СолнцелунА», рок-хиты в исполнении кавер-группы «Где Стас?», а также коллективное пение команды «МамсХор».
Еще один новичок проекта — Дмитрий Арещенков, «поющий» на жестовом языке. Он учится в Московском государственном техническом университете (МГТУ) имени Н.Э. Баумана, где встретил много слабослышащих студентов. Чтобы общаться с ними, Дмитрий Арещенков начал изучать жестовый язык и узнал, что на нем можно петь.
«Разговор на жестовом языке и пение различны, как рэп и вокал. В первом случае руками “говорят” коротко, быстро. А когда ими “поют”, движения становятся широкими, плавными, эмоциональными. Иногда пассажиры думают, что я танцую», — отметил собеседник mos.ru.
Музыкант предпочитает выступать на станции «Курская»: ему важен зрительный контакт, а там длинный переход, и пассажиры замечают движения рук издалека. Кроме того, здесь разрешена громкая музыка, а вибрации по полу помогают глухим поймать ритм. Для слышащих Дмитрий Арещенков выставляет пояснительную табличку и ноутбук, на котором идут субтитры песни. По ним можно следить, как слова переводятся на жестовый язык. Так, для изображения чувств понадобится пояснение. Но большинство слов понятны интуитивно. Исполнитель старается отбирать песни с упоминанием объектов. Море он показывает волнами, небо — проводя руками над головой.
«Многие до сих пор сторонятся глухих и стесняются жестового языка. Мне хочется показать им, как этот язык бывает красив. Но мало кто пойдет на концерт жестового певца. А проект “Музыка в метро” открыл мне двери к массовому зрителю. Приятно, когда пассажиры, заинтересовавшись моим творчеством, начинают задавать вопросы, сложно ли овладеть жестовым языком, где его выучить», — гордится Дмитрий Арещенков.
«Чтение начинается с азбуки, а культура — с народных традиций»
Не один Дмитрий Арещенков вкладывает в свои выступления нечто большее, чем просто развлечение. Фольклорный ансамбль «Ожерелье» знакомит пассажиров метро с народными традициями. Он участвует в проекте «Музыка в метро» во второй раз. Артисты присоединились к нему потому, что им стало «тесно» в домах культуры, пояснила Елена Жукова, художественный руководитель и исполнитель коллектива. Теперь они могут выбирать удобные площадки и выступать так часто, как того требует вдохновение.
«Мы так любим петь! Даже когда собираемся, не разговариваем, а поем. В метро мы можем поделиться своей любовью к музыке с тысячами людей, рассказать им о богатстве фольклора нашей страны. Чтение начинается с азбуки, а культура — с народных традиций», — подчеркнула Елена Жукова.
В репертуаре ансамбля композиции, которые наши предки пели во время рукоделия, свадебных обрядов, земледельческих работ. Музыканты исполняют фольклор Центральной России: Смоленской, Брянской, Рязанской областей. Для каждого региона у ансамбля есть традиционные костюмы.
«Мы стоим на станциях, как музейные экспонаты. Поем без инструментов, чистые голоса. И шум метро не имеет значения, нас слышно везде. Чаще выбираем площадки на “Курской” и “Таганской”, так как там мы можем разместить наш большой коллектив. Пассажиры после концертов расспрашивают про костюмы, фольклор. А люди из регионов нередко предполагают, что мы их земляки. Узнав, что мы москвичи, но так сердечно исполняем произведения их малой родины, они поражаются», — смеется Елена Жукова.
Проект «Музыка в метро» как ступень в карьере юных талантов
Дмитрий Арещенков в МГТУ имени Н.Э. Баумана учится на инженера, но он пока не знает, останется ли жестовое пение только хобби или перерастет в любимую работу. «Музыка в метро» доказала ему, что он интересен публике, несмотря на специфичность жанра. Отклик зрителей важен и другой участнице проекта — Николь Короли. Ей всего 16 лет, а она уже участвовала в музыкальных телешоу и в проекте «Уличный артист». Николь Короли поет с шести лет и может исполнять песни на русском, английском, армянском, молдавском, французском, корейском языках. Она любит петь каверы на композиции Уитни Хьюстон, Мэрайи Кэри, Полины Гагариной.
«Сейчас готовлюсь к основному государственному экзамену, совмещать музыку с учебой сложно, но я стараюсь, потому что обожаю петь. К проекту присоединилась первый раз. Это большой опыт — выступать перед огромной аудиторией. Когда поешь для зрителей, сразу чувствуешь, что им нравится, а что нет. Для артиста важно считывать реакцию. Выступая в метро, я развиваюсь как музыкант», — убеждена Николь Короли.
Первые концерты на публике артистке давались тяжело, но сейчас она преодолела стеснение и стала чувствовать себя на сцене свободнее, приобрела уверенность в себе.
«Моя мечта — поступить в Музыкальное училище имени Гнесиных и стать певицей. Проект “Музыка в метро” помогает мне реализовать задуманное», — призналась собеседница mos.ru.
Мелодии столичных улиц: какие возможности перед артистами открывают музыкальные проекты МосквыМэр Москвы назвал самые яркие культурные проекты столичного метро