Роковая эпоха: как в Великом Новгороде жил, умер и воскрес легендарный фестиваль тяжелой музыки в Антонове
Фестиваль студентов Вспоминает историк и журналист Дмитрий Асташкин – в начале 2000-х годов он был студентом Гуманитарного института НовГУ: — Я учился на кафедре журналистики с 2002-го по 2007 год. И на фестиваль ходил на первых двух курсах университета. Эти, как их тогда называли, «сейшены», проводили осенью – я вспоминаю картинки конца ноября, начала зимы. Для студенческой культуры того времени фестиваль в Антонове значил много. Тогда не были развиты студенческие советы, студсоюзы. Все активности в университете проходили по линиям неформальных, субкультурных объединений. Главными течениями были музыканты и квнщики. Молодежная политика, субботники в студсоюзе тогда никого не интересовали. И в каждой группе были музыканты, игроки КВН. Ведь студенчество – это пора самовыражения. То, за что тебя могли порицать в школе – длинные волосы и другие отличия, в университете становилось отличительной чертой. Там человек расправлял крылья – надевал косуху, отращивал хайер до плеч. Отношение к музыке в 90-е и начале 2000-х было другим. Это сейчас все по отдельности слушают музыку через Spotify или «Яндекс. Музыку» у себя в телефоне – с персональными рекомендациями. А тогда движ был массовый – выезды на концерты, групповые походы на новгородские концерты. Это было частью повседневной студенческой культуры. И когда у тебя рядом с местом учебы проводят большой рок-фестиваль – это не может не привлекать внимание. Живая музыка была и значимым элементом учебных будней. Студенты после пар шли во двор с пивом и гитарами, пели песни. Это был повсеместный досуг. Билеты были бесплатны или стоили копейки. Участвовали в них «знакомые все лица» – ты встречал их в коридорах, на парах, в общаге. Это были как музыканты, так и зрители. Да, антоновский фестиваль был не единственным. Были большие «сейшены» и на День города, и известный сборный концерт в Панковке. Но фестиваль в Антонове был событием именно для студентов – он был поводом потусоваться, пообщаться. Звук на фестивале в Антонове был очень грязный – плохая аппаратура, плохая акустика. Да и, будем честны, сами группы часто играть не умели. Слова плохо разбирались, все трещало. Многие вокалисты просто рычали. Играли панк, металл, рок разной тяжести. Мне очень запомнились горы мусора вокруг института и большое количество, как сказать… человеческих выделений рядом с крыльцом. Уборка этого ежегодно становилась серьезным испытанием для дворников. Повторюсь, популярностью фестиваль в Антонове пользовался из-за общего движа. Культура массовых новгородских фестивалей начала уходить с все большим проникновением интеренета. Люди стали сидеть по своим сетевым норкам. Разнообразие стилей Рассказывает новгородский музыкант Александр Поморжанский: — Первый раз я попал на фестиваль в 1999 году. Тогда мы впервые выступили с группой Rottenes. Это был наш дебют на большой сцене. Сыграли всего две композиции в жанре хард-рок. На первом фестивале мы со всеми познакомились, призов нам не дали, но из-за вливания в тусовку получили творческий импульс. Поэтому на следующий год сделали уже серьезную программу и уже победили – что удивительно, с инструментальной музыкой. Да, в фестивале был и соревновательный момент из-за жюри, в котором были как состоявшиеся музыканты, так и заявившие о себе молодые. Пока они принимали решение, зрителей развлекали приглашенные, более популярные и крутые группы. Среди них иногда были и победители прошлых лет. Фестиваль в Антонове был организован по инициативе сотрудника НовГУ Александра Васильевича Гаврилова. Он сам музыкант, много где поиграл – и именно он организовал все эти репетиционные пространства в вузе, плата за которые стоила копейки. Хоть и аппаратура там была такая, что, кроме слез, ничего вызвать не могла. А началось все вот как. В конце 90-х мы с ребятами пришли в Антонове репетировать – в стенах института несколько помещений было переоборудовано под репетиционные точки. И там были собрания местного рок-клуба – если можно так его назвать. Ведь все, кто там играл, общались: обменивались записями, обсуждали идеи, делились находками. На тот момент рок-группы в городе пользовались бешеной популярностью. И на фестивали в городе собирались по 300–400 человек – сейчас такое просто невозможно представить. В общем, залы были полные и музыкантов полно. При этом концерты в Новгороде в то время были не очень частыми. Раз в месяц играли, наверное. В городе играло больше 100 коллективов. Да, среди них были и довольно вторичные, но и уникальных хватало, похожих на которые я не встречал до сих пор. Например, играла в Антонове группа «Екклесиаст», исполнявшая дум-метал. Это старожилы новгородской сцены – за рубежом они, на удивление, были известны больше, чем в родном городе. Хоть и пели на русском языке. Выступала интересная группа «Э.Т.О» со своим хитом «Последний день проездного», которая стала для многих неофициальным гимном фестиваля. Играли местные выдающиеся бэнды «ШАМБАЛА», «Облико морале», «АВЕРС». Популярностью пользовались «хиппарские» группы – под 60-е. Скрипки, флейты, шаманические выступления. Но были и мясники, которые трясли башкой у сцены. Вход на фестиваль стоил копейки – или вовсе был бесплатный. Плата за билеты была нужна, чтобы показать руководству института, что мероприятие пользуется спросом и окупается. Бывало всякое. Например, заходишь в туалет, а там люди устроили бар – сидят, разливают, пьют. Да, кто-то приходил бухнуть, а кто-то музыку послушать, найти единомышленников. Люди были разные, каждый запомнил то, что больше интересовало. Популярность фестиваля стала сходить на нет где-то в середине 2000-х. Тогда стал массово распространяться интернет. Заработала «Европа Плюс» с современной поп-музыкой и хип-хопом, а также MTV. Интерес к рок-музыке угасал, популярность набирали другие жанры. А также в широком доступе появились диски с концертами рок-легенд – Rammstein, RHCP. А новгородский рок, в большинстве своем, был все-таки довольно любительским. В 2023 году фестиваль в Антонове возродили. В основном силами тех же музыкантов, кто играл там раньше. Благодаря этому я окунулся в ту самую атмосферу, но качество звука, музыки и исполнения выросло в разы. Организаторы сделали хороший звук и свет, которых раньше не было. Люди танцевали, нетрезвых было немного. Возрождение легенды Впечатлениеями делится лидер группы «Рыжий слева», организатор возрожденного «сейшена» в Антонове Илья Овечкин: — Я с группой впервые сыграл на фестивале в Антонове в 2000-м или в 2001 году. На тот моменты концерты там проходили уже несколько лет. Периодически на этой площадке выступали и «Чиж и Co», «Танцы Минус» и «Гражданская оборона». Они играли наравне с нашими новгородскими музыкантами. Для Новгорода антоновский фестиваль был топовым. Потому что многие в начале 2000-х концертные площадки закрывались, и актовый зал в Антонове стал практически единственной сценой для местных музыкантов. Поэтому на фестиваль люди валили толпами. И, конечно, за пределами сцены творилось всякое. Часто на концерты приходили скинхеды и устраивали драки. Музыкантов, правда, не трогали, но кого-то из зрителей даже увозили на скорой. Закат фестиваля связан с тем, что в конце 2000-х люди начали выезжать на концерты в Петербург, Москву, а там уже стали открывать новые клубы – с хорошей сценой, аппаратурой, сервисом. Нашим людям захотелось такого же, в Новгороде этого не хватало. В 2023 году после долгого перерыва мы с друзьями провели концерт в Антонове. Очень повезло, что институт пустил в легендарный актовый зал. Договорились, что вход будет свободный, назвали это фестивалем, там сыграло три коллектива. Мы хотели вспомнить старое, былое. И 80 % музыкантов имело отношение к тем прекрасным молодым денькам. Многие люди помогли – скинулись на аппаратуру, свет, это показало, что людям это нужно. Пришло и очень много молодежи – студентов первых, вторых курсов. Это говорит, что ребята изголодались по большим «сейшенам». Рекомендуем также прочитать материал «ФедералПресс» о том, что жители российских городов смогут наблюдать за Всемирным фестивалем молодежи. Фото: unsplash.com