"Куктау-20": исследуем историю татарстанского кино. Часть 79-я: "Орлы"

Комедия с аллюзиями на Мусу Джалиля и Шекспира

"Куктау-20": исследуем историю татарстанского кино. Часть 79-я: "Орлы"
© Реальное время

Смотрим самую душевную по сюжету комедию Рамиля Тухватуллина 2009 года "Бөркетләр" ("Орлы", 12+) о трех стариках, которые все еще разбираются с прошлым. В ролях — мастодонты театральной сцены: Азгар Шакиров, Ринат Тазетдинов, Равиль Шарафеев. А также знакомые нам по другим фильмам Тухватуллина актеры.

Жили три товарища, ага

Как режиссер Тухватуллин пробовал себя в разных жанрах. Брался за исторические размышления в "Зулейхе", смешивал традиции и молодежные волнения в "Дилемме", снимал криминальные ленты "Пропасть" и "Золотая суббота".

"Орлов" начали снимать летом 2008 года по заказу Министерства культуры РФ и с помощью Минкульта РТ. Сценарий к фильму написали Айсылу Хафизова и Мансур Гилязов. Первая закончила журфак КГУ и факультет кинодраматургии ВГИК, долгое время работала на телевидении, а с Тухватуллиным сотрудничала, когда была соавтором сценария "Дилеммы". Маститый автор Гилязов к тому времени приложил руку к "Бибинур" и "Куктау".

Пожалуй, самое привлекающее в "Орлах" — это картинка, за нее отвечает опытный кинохроникер и на все руки мастер Сергей Литовец, с которым работал оператор — ветеран телевидения Фарит Галеев. Музыку в духе фильмов Рязанова творил Марат Ахметшин.

Главные роли в "Орлах" играют "щепкинцы", шестидесятники, с именами которых связывают "золотую эпоху" татарского театра. Они выступали на сцене и в роли злодеев, и батыров, а здесь как будто позволено быть самими собой.

Для Мирзахида (Азгар Шакиров) последняя радость в жизнь — его внук Искандер (Раиль Шакиров). Его выгнали с работы, где он приглядывал за орлом.

У его товарища Яруллы (Ринат Тазетдинов) есть внучка Альбина (Индира Тухватуллина). В начале фильма она приглашает режущегося в компьютерные игры Искандера на встречу, где знакомит с Рамазаном (Ильнур Закиров). Это уже внук Сибгата (Равиль Шарафеев). Предполагается, что Рамазан женится на Альбине и увезет ее из России.

У актеров пожилого возраста к тому времени был опыт игры в кино, причем даже в советском. Шакиров еще в 1968-м в "Моабитской тетради" изображал Абдуллу Алиша (а недавно сам стал героем картины "Җылак"). Ринат Тазетдинов отвечал за роль эмира Афганистана в "Миссии в Кабуле". А Равиль Шарафеев отметился в "Кладе". Но, говорят, на площадке Тухватуллин требовал от них не театральной, а кинодостоверности.

Действие фильма происходит в День пожилых людей. Для октября, заметим, очень тепло.

Любви покорны все балконы, или Кто пел?

Судьбу внуков решают деды. Они даже идут на берег в районе пляжа "Локомотив" и устраивают корэш. За их попытками нервно наблюдает Карим (Нариман Гарифуллин), который ремонтирует заброшенный катер, судьба которого, похоже, предрешена с самого начала. Позже старики заступаются за жену какого-то мужчины, что приводит к появлению милиции (Павел Густов). Он, кстати, говорит по-русски. Весь фильм в интернете также переозвучен, причем женским голосом. Из-за этого мы пока что лишены возможности оценить фирменные голоса актеров, которые составляют половину очарования их игры. Но также можем представить, что это фильм индийский. Просто песен в нем немного.

Да, у Мирзахида все уже на том свете. Он идет на кладбище к жене Мадине и выдает монолог. Ярулла между тем начинает поучать жену Зайтуну (Зульфия Зарипова), что приводит к приступу. Но лежать в больнице некогда, решает Мирзахид, и тащит товарища на улицу. Вместе они идут в дом престарелых, где находится Гайникамал (Фирдаус Ахтямова), давняя любовь Сибгата, который лезет к ней с цветами на балкон.

Результат — камера, из которой предварительно выгоняют ремонтировавших ее узбеков. А телефон Сибгата внезапным образом оказывается у журналистки. Ее играет Гузель Минакова-Сибгатуллина. Через несколько лет она уйдет в декрет, родив будущую звезду социальных сетей и оперы "Сююмбике" Арслана, а потом и вовсе уволится из Камаловского.

Таким образом, журналистка собирает внуков на Тнв. Те, придя в ужас от ее сюжета, предлагают снять новый, где парни будут бороться за право жениться на Альбине.

К этому моменту фильм, по большому счету состоящий из случайностей (мы как будто больше доверяем хаосу в голове героев, чем логике), превращается в цепочку оммажей. Главные герои оказываются в камере, которая моментально превращается в театральную площадку, где они признаются в прошлых подвигах и согрешениях. Тюремная камера сходу напоминает нам о спектакле "Моңлы бер җыр" ("У совести вариантов нет"), где играли Тазетдинов и Шакиров, о судьбе Мусы Джалиля. Особенно когда герои затягивают песню.

Ну а когда в отделении милиции поет еще и Зайтуна, сходу вспоминается история Зифы Басыровой. У Ибрагима Салахова в "Колымских рассказах" есть эпизод, где ее муж в Плетеневской тюрьме слышит вдруг, как она поет по радио "Рамай". Тут зритель понимает, что, вероятно, борьба на берегу была аллюзией на Такеши Китано, а сцена в санатории — пародией на "Ромео и Джульетту".

В конце фильма Рамиль Тухватуллин и вовсе ломает стену, возникая в кадре как недовольный режиссер. На показах он объяснял, что его картина не так проста, как кажется: "Здесь речь идет о татарском народе. Мы орлы в клетке или орлы, летящие в небе? Вот на этот вопрос вы должны найти ответ".