"Ноют они на сцене - мочить надо": Михаил Сидоренко о форме вокала в мюзиклах и творческих долгах
Мюзикл - возможность сбежать из этой реальности и шагнуть в мир, границы которого определяет лишь твоя фантазия. Важно: сказки здесь может и не случиться. Что происходит с "нелёгким лёгким"? "Омск Здесь" запустил совместный проект с порталом Musical Universe, в котором мы общаемся с теми, кто сегодня задаёт стандарты жанра на отечественной сцене. Что такое творческий долг? Кто ноет на сцене? Почему задачи мюзиклов и рок-музыки так похожи? Разбираемся с музыкантом, артистом мюзиклов Театральной компании Глеба Матвейчука Михаилом Сидоренко. Михаил Сидоренко - Михаил, вы приехали в Омск в рамках тура группы "Эпидемия" с "Эльфийской Рукописью" . Помните момент, когда первый раз услышали "специфичный" материал этой группы? - Мы все, что называется, "из одного котла", всегда шли параллельно в карьере. Наша музыкальная тусовка достаточно небольшая, поэтому "Здравствуйте, мы "Эпидемия", и "Здравствуйте, Михаил Сидоренко" не было (смеётся) . Поэтому ни эмоций, ни воспоминаний сейчас не протранслирую. - Как считаете, почему музыкальный материал этой группы стал таким популярным и знаковым? Их первой метал-опере исполнилось 20 лет, а в зале ни одного свободного места. - Если мы говорим про сегодняшний день, то интерес к группе возобновляется. Всё потому, что в шоу и в материале нет ничего лишнего. Мои мюзикловые коллеги, которые приходили к нам, говорили: "А что? А вот так вот можно было?". Так это вам не "нудянку" тянуть три часа, а всё: королевство погибло, друга нашёл, принцессу спас, дракона победил, - всё это в 9-10 треков уложилось. Прекрасный динамичный материал, который идёт нон-стопом. Альтернативного продукта всё равно на сегодняшний день нет. Да, возможно, музыкальный материал похожий и появился, но такого культурного бэкграунда у него всё равно нет. Слушайте Час испытания — Эпидемия на Яндекс Музыке - Почему в 2004 году сказки с металлической музыкой оказались интересны публике? - Тяжёлая музыка всегда тянулась к сказкам, мифам и легендам. Этому нас научил Ронни Джеймс Дио. На Западе хипповые культуры, связанные, например, с историей Толкина и другими сказками - это нормально. У нас в стране было убеждение "о водоразделе" такое: сказочная гик-культура и профессиональная работа большого коллектива, который работает в стиле рок, - вещи несовместимые. Откровенно гиковского никто ничего не делал. "Эпидемия" сделала. Нишевый феномен оказался настолько качественным, что стал массовым. Публика перестала скрывать свой давний запрос: "Мы хотим! Маги, волшебники, дайте нам больше!". И всё, музыканты перестали аккуратничать. - Как считаете, откуда взялась эта прямая связь между тяжёлой музыкой и эпическими легендами? - Тут нужен сеанс некромантии (смеётся) , реально - покойников надо спрашивать, не меня. Смотри, все искушения в нашей жизни идут из Британии, возможно, из-за того, что их музыканты - это люди, которые любят брать сказочные сюжеты в основу своего творчества. А в России повелось так: те, кто Стругацких читал, тот и "рокешник" слушал. Это некий манящий эскапизм: где-то самиздат почитать, где-то для отдушины металл врубить. И плюс тяжёлая музыка же имеет очень жёсткие рамки и ставит их себе своим звучанием. Этот жанр свободным назвать нельзя. Чем там ещё заниматься? Первый вариант - социальный манифест писать, второй вариант - романтический символизм создавать. И на романтику ставку можно делать всегда. - И в мюзиклах без любви никуда. Наш традиционный вопрос: какими тремя состояниями вы бы описали этот жанр? - Восхищение. Нервозность. Выдох. - Вы ведь в первую очередь рок-музыкант, что вас вовлекло в мюзиклы? Зачем вам театр? - Значит так - никакой спектакль меня никуда не увлёк. Я из рок-тусовки. А в мюзиклах всего 4 года. Да все мы на самом деле отсюда. Сейчас мы всем этим мюзикловым покажем, как вообще надо петь (смеётся) . Ноют они на сцене - мочить там надо, ёлы-палы! Особенно смешно смотреть, когда мюзикловые артисты поют рок. А-А-А! Это невозможно! (возмущается) . Вроде уже и шипы себе даже на попу прикрутили, но всё равно не помогает. То есть, чуваки играют рокеров, а зерна рокового нет. Я на пальцах одной руки могу сосчитать, кто реально там "рокешник" может выдать. Нет! Не просите, не буду этого на запись делать. Мы вот криво-косо, худо-бедно в мюзикловые скилы переодеться можем, а обратно - хода нет. - Так, а зачем вы всё-таки на сцену в мюзиклах выходите? - В пандемию не было концертов, надо было себя чем-то занять. Закинул анкету на кастинг мюзиклов. И абсолютно с улицы, без связей и знакомств попал в это течение. И всё - понеслась. Спасибо Глебу Матвейчуку и его "Садко". - У мюзиклов и рока есть смежные стороны? - Задачи! Задача любого шоу - коммуникация со зрителем. Как минимум изменение его психоэмоционального состояния. Как максимум изменение ценностных представлений и общей картины мира. Мюзикл не более, чем жанр, поэтому в бытовом понимании рок или мюзикл - лишь вопрос формы. - Что тогда смогло изменить вашу картину миру? - Не такой уж я и театрал. Но будучи далёк от театра, я раньше стабильно раз в год ходил на моссоветскую версию спектакля "Иисус Христос - суперзвезда". Тут даже можно не говорить, что это супервеликий проект. В мюзикловой тусовке часто считается, что там неправильные переводы, аранжировки, артисты, но для меня нет. Только так. На гастролях с ребятами из "Эпидемии" тоже общались на эту тему, и выяснилось, что у них такое же мнение. И это клёво. Сидели потом до ночи вспоминали "православные" переводы Ярослава Кеслера. Что бы ещё вспомнить?.. Знаешь, "Чукча не читатель, чукча - писатель". Я из этой категории. А вообще я люблю заниматься "раздачей творческих долгов" - выискиванием того, что меня в своё время впечатлило. Я пытаюсь вспоминать и возвращать это в мир. Мне кажется, это главная задача творческого человека. Впечатлило тебя что-то в детстве - найди это. Но на самом деле это не так просто. Можно сказать: мне нравится Led Zeppelin. Да, мне нравится Led Zeppelin. Но блин, я никогда не рос на Led Zeppelin, а вот на Deep Purple рос. Важно понять, что влияло именно на тебя, и взять это, и, пропустив через себя, вернуть в мир. И так это сделать, чтобы заинтересовать, чтобы дать новую жизнь тому, что интересовало в своё время тебя. Запустить "вечной жизни круг". - До какого воспоминания дошли? - У детей моего поколения были колготки. Не как у дворян (смеётся) , а в детский сад ты идёшь в них. В квартире, где я рос, было очень много книг. На кухне над диванчиком, на котором я одевался и спал, как раз висела полка с книжками, напротив стоял телевизор, где шли одни и те же мультики и клипы. Вводные дал, теперь воспоминание: просыпаюсь, пытаюсь сразу натянуть на себя колготки и бьюсь о полку. Осознаю себя, а в это время по телеку идёт клип We are animals. Слушайте Animals — Nazareth на Яндекс Музыке - Вы уже сказали, что мюзиклы в вашей жизни начались с проекта Глеба Матвейчука. Его спектакли часто называют сказками для взрослых. Как считаете, сказке всегда есть место в жизни? - Я знаю, что в Омске не так давно была премьера "Опасных связей" . Вот это реальная сказка для взрослых. Грустная и мрачная. Этот проект Глеба стоит особняком от остальных его мюзиклов - дурных (в хорошем смысле слова) и сумасшедших. Поэтому его спектакли я бы назвал чуть иначе - сказочный постмодерн. - Вы выходите в "Связях" в роли Азолана - про что этот герой? Хватает ли ему времени на сцене? - Он брутален и мрачен внутри. Когда выхожу на сцену - нет ни одной мелькающей мысли, потому что роль для себя я максимально простроил. У меня он принципиально отличается от того образа, который так часто доносят коллеги. Понимаешь, хороших парней я не играл никогда, а всякие космические и инфернальные мрази - это мои ребятки. В случае с Азоланом это проявляется так: я долго не мог понять, что он за слуга такой? Во всех своих трёх номерах он всегда разный, звучит по-разному, кто он такой на самом деле? Я заметил, что он ни разу не появляется на сцене без Вальмона и никто с ним, кроме Вальмона, не общается. Почему? Потому что Азолан - его бес, дьявол, искуситель. Но не дьявол в средневековом представлении, который сидит на плече, а механический бес 19 века. Сложно звучит, но сейчас объясню. Вальмону, чтобы сохранять своё положение в обществе, нужно быть альфа-самцом: круче всех фехтовать, больше всех пить и быть самым развратным - реализовывать всё, что грешно. Но! Вальмон - он взрослый мужик уже, ему хочется нормальной семейной жизни, однако статус ему дороже. Поэтому Азолан - механический бес, в которого Вальмон кидает монетки, чтобы тот его продолжал искушать и помогал соответствовать статусу. - В мюзикле "Садко в подводном царстве" вы выходите в роли Владыки вод со знаменитой фразой: "Что случилось, что произошло со мной!? Стресс, стресс, стресс". Дайте совет от Михаила Сидоренко: как бороться со стрессом? - Работу работать. Вот вам совет (смеётся). Лично я испытываю стресс, если у меня не решены задачи. Так вот, выполненная задача, желательно сложная, - вот вам химическое вознаграждение за пережитый стресс. За что люди любят мюзиклы и почему так любят отдаваться иррациональности жанра, мы постарались разобраться в материале "Купить билет в другую реальность": зачем нам в "бренной жизни" мюзикл. Фото: Илья Петров, скриншоты Musical Universe