Неумелые истории бестолковой жизни
Сокровенные люди - это формула Андрея Платонова. У писателя есть рассказ "Сокровенный человек". Новая работа Виктора Крамера и его команды включила три сценические новеллы по рассказам Василия Шукшина, Андрея Платонова, Валентина Катаева. По словам режиссёра фестивальная премьера, показанная сочинцам - это неполная версия будущего спектакля, который дополнится ещё несколькими миниатюрами. Тем не менее трёхчастная форма музыкально-сценического действа смотрелась цельным спектаклем с контрастными по настроению повествованиями. Зимний международный фестиваль искусств Юрия Башмета совместно с Государственным музеем истории российской литературы им. В.И. Даля (ГЛМ) традиционно устраивает выставки в фойе Зимнего театра Сочи, где находится главная площадка фестиваля. В этом году была предложена экспозиция "Сокровенные люди", которая стала тематическим вступлением к премьерному показу театрального действа Виктора Крамера. Олег Рудольфович Николаев, куратор выставки, фольклорист, ведущий научный сотрудник ГЛМ, рассказал о "Сокровенных людях". Выставка объединила советских писателей: Александра Володина, Юрия Трифонова, Юрия Казакова, Андрея Платонова, Виктора Астафьева, Василия Шукшина, Валентина Распутина, Александра Вампилова. Все эти писатели в каком-то смысле похожи. Они писали не про героев. Никто из них не вписывался в рамки социалистического реализма, хотя они жили в эту эпоху. Их герои - обыкновенные люди, их судьбы, чувства, мысли. Как верно определил Шукшин: бестолковые истории неумелой жизни. Ещё точнее определил Платонов: нигде человеку конца нет, и масштабной карты души его составить нельзя. Масштабная карта души его - это и есть сокровенное измерение любого человека. Выставка пытается рассказать о гранях этой сокровенности и типах сокровенных людей - обыкновенных людей с нескладной судьбой. Виктор Платонов и его команда в своих "Сокровенных людях" также предприняли попытку показать сложности процессов, происходящих в душе простого человека. Это умелец Платонова - старый механик, который любит паровоз, как родного сына, всё на свете может оборудовать, а жизнь ведёт "необорудованную". Это чудик Шукшина - плановик Чередниченко, который нелепо сватается к циркачке Еве. Это катаевский Пашка Кукушкин, который своеобразно борется за свою любимую Людмилку. Эти герои всегда в пути, в поиске себя и места в жизни, с ними всегда чемодан. На сцене установленное железнодорожное полотно, как и шпалы с рельсами около витрин выставки - символы этого жизненного путешествия. В текстах всех этих писателей музыка (или песня) - своего рода камертон сокровенной жизни. По их произведениям, особенно Астафьева и Шукшина, можно восстановить песенный репертуар деревенских жителей в XX веке. Выставка включила аудио инсталляцию "Музыка в жизни сокровенных людей". А для фестивального спектакля Кузьма Бодров специально написал оригинальный музыкальный материал. Музыкальная составляющая рисует образы героев, иногда преувеличивая гротеск и буффонаду ситуации, или усиливает драматическую пронзительность истории. Музыканты Камерного ансамбля "Солисты Москвы" и сам автор на клавишах, как всегда, мастерски исполнили оркестровую партитуру, ведомые своим дирижёром-предводителем Юрием Абрамовичем Башметом. По словам Кристины Бабушкиной, существовать на сцене с такой музыкой в исполнении такого оркестра - это, безусловно, подарок. Это наисильнейшее эмоциональное проявление, с музыкой, порой сложно спорить, и здорово, когда получается идти с ней контрапунктом. Яркие образы своих персонажей создали Сергей Гармаш (Чередниченко, старый механик, папаша Людмилы), Кристина Бабушкина (Ева, жена механика, цыганка), которые сыграли центральные роли в трёх новеллах. Молодые актёры Алексей Красненков, Марианна Васильева, данила Дзыгар, Янина Третьякова, Сергей Хачатуров составили актёрский ансамбль постановки. XVII Зимний международный фестиваль искусств Юрия Башмета продолжает важные векторы деятельности форума. Синтез искусств, инициатива новых музыкально-литературных постановок неизменно находятся в пристальном внимании башметовского фестиваля. Виктор Крамер считает Юрия Абрамовича тонко театральной личностью. Их творческий тандем способствовал рождению нескольких музыкально-театральных постановок, полюбившихся публике, как ставший почти легендарным спектакль "Не покидай свою планету" - талисман Зимнего сочинского феста.