В Малом театре поставили чеховскую "Драму на охоте"
У известного фильма Эмиля Лотяну режиссер спектакля Андрей Житинкин позаимствовал разве что кусок названия: спектакль Малого театра по чеховской повести "Драма на охоте" называется "Мой нежный зверь". Больше ничего общего.
Инсценировка Житинкина подробна, тщательна и очень точно воспроизводит все перипетии чеховской прозы. Даже второстепенные персонажи здесь показаны весьма обстоятельно и выпукло. Вот несостоявшаяся невеста Камышева Наденька - как точно актриса Варвара Андреева рисует нам образ этакой "серьезной девушки", которая, уверившись, что не любима избранником, пытается разыграть иную "выгодную партию" и выйти замуж за графа. Вот слуга Поликарп (Сергей Еремеев) с его неумолкающими моральными сентенциями. Вот цыганка Тина - Аксиния Пустыльникова блистает в спектакле роскошным, по-настоящему "цыганским" пением романсов.
Фото: Пресс-служба Малого театра
Но более всего впечатляет Андрей Чернышов в роли главного героя. В первой сцене - когда Камышев приходит к редактору, чтобы отдать рукопись своей повести - этот брутальный красавец-артист просто неузнаваем: суетливый, щуплый, нелепый, кажется, он даже стал ниже ростом. Но - ах! - каким победительным молодцем является он в следующей сцене. Да, в такого немудрено влюбиться с первого же взгляда. Режиссер вслед за Чеховым рисует нам Камышева этаким провинциальным Печориным, который шутя и играя разбивает женские сердца. Ни для чего - из пустой прихоти и мужской гордости, ловко уворачиваясь при этом от брачных обязательств. И как же интересно наблюдать за трансформацией этого "печорина", чье мужское обаяние и харизма тают без следа от безнаказанности, бессердечия и цинизма.
Вообще негромкий, вкрадчивый, но отчетливо черный юмор раннего Чехова постановщик выявляет вполне внятно. Он - и в парадоксальности самой ситуации: судебный следователь и есть настоящий убийца. (Кстати, детективная линия дана в спектакле очень подробно, с тончайшими, почти как у Достоевского, психологическими извивами). Черный юмор и в абсурдности человеческих чувств, где ненависть почти неотличима от любви.
Фото: Пресс-служба Малого театра
Вот странно: все герои здесь обуреваемы страстью, все хотят большой любви, но никто не желает расплачиваться за нее по гамбургскому счету. Милая Оленька в исполнении обаятельной Варвары Шаталовой вроде как изо всех сил жаждет соединиться с Камышевым, но семейного счастья без материального богатства она не признает. Потому и готова на любую подлость: измену, вранье, проституцию, а как следствие - тиранию своих временных покровителей…
Камышев вроде бы тоже готов потерять голову от любви. Но с одним условием: без женитьбы и без обязательств перед соблазненными женщинами. Понятно, что при таких раскладах любовь мстит: сулит счастье, но не дает его, переплавляя высокие чувства в низменные порывы.
Удивительно, как молодой Чехов (автору повести было всего 24 года) так точно вычислил и описал все опасности этого губительного коктейля: любовь плюс расчет. И как точно, как современно предъявили нам анализ этого напитка авторы спектакля!
Фото: Пресс-служба Малого театра
Художник-постановщик Андрей Шаров превратил сцену в сложное, многослойное пространство, где за одним занавесом скрывается кабинет редактора, а за ним, в дымчатой глубине, интерьер графского дома с роскошным парком за окнами, а за ним - опушка леса, на которой, собственно, и происходит пресловутая драма на охоте… Такое послойное проникновение в рассказанную историю - как поочередное снятие покровов с тайны преступления, проникновение в глубины человеческой психологии.
Не могу не отметить здесь еще и прекрасные актерские работы Александра Клюквина (Урбенин) и Александра Вершинина (Граф).
В общем, круг персонажей, явленный нам в спектакле, показан очень "по-чеховски": все негодяи (ну, или мелкие, ничтожные людишки) и при этом всех жалко.