Впервые в Москве: балет "Чудесный мандарин" и опера "Замок герцога Синяя Борода" Бартока
11 и 12 марта в 19:00 состоятся два концерта Симфонического оркестра Мариинского театра. За дирижерским пультом оба вечера — Валерий Гергиев. "Замок герцога Синяя Борода". Фото Наташи Разиной © Мариинский театр. 13 марта в 19:00 столичная публика познакомится сразу с двумя спектаклями – премьерами предыдущего сезона в Мариинском театре. На сцене "Зарядья" будут представлены одноактные сочинения Белы Бартока — балет "Чудесный мандарин" и опера "Замок герцога Синяя Борода". Режиссер-постановщик и хореограф — Юрий Посохов. Бела Барток известен, прежде всего, как автор симфонических и фортепианных сочинений — его единственная опера и два балета, один из которых "Чудесный мандарин", крайне редко появляются на российских сценах. В предстоящей программе одноактные сочинения венгерского композитора объединены неслучайно — сам Барток считал такое соседство удачным. "Чудесный мандарин". Фото Михаила Вильчука © Мариинский театр. Мировая премьера "Чудесного мандарина" состоялась в 1926 году в муниципальном театре Кёльна в Германии. В основу либретто Мельхиора Лендьела легла история о заколдованном китайском мандарине (чиновнике), чья страсть к уличной девушке делает его бессмертным. Радикальное музыкальное новаторство композитора и мрачный сюжет шокировали консервативную общественность — из-за "аморальности" спектакль исключили из репертуара сразу после второго представления. Признание публики пришло уже после смерти композитора: "Чудесный мандарин" множество раз показывали на ведущих европейских и американских сценах, однако для российской сцены он все еще остается редкостью. Хореографом текущей постановки выступил Юрий Посохов. 13 марта главные партии исполнят Диана Вишнёва и Кимин Ким. "Замок герцога Синяя Борода". Фото Наташи Разиной © Мариинский театр. Вторым открытием вечера станет "Замок герцога Синяя Борода" — первая и единственная опера Белы Бартока. Премьера этого сочинения состоялась в 1918 году в Венгерском государственном оперном театре в Будапеште. Либреттистом выступил венгерский писатель Бела Балаж. В его версии знаменитой французской сказки четыре жены герцога символизируют периоды жизни Синей Бороды: утро, день, вечер и ночь. Последняя — главная героиня Юдит — требует от супруга открыть все двери, скрывающие страшные тайны. Семь дверей — семь выразительных симфонических картин, погружающих слушателя в мрачную и напряженную атмосферу. Опера звучит на венгерском языке. На сцене зала "Зарядье" главные партии исполнят Михаил Петренко и Екатерина Сергеева. Мероприятия пройдут при поддержке Департамента культуры города Москвы.