Нежный инструмент с непростым характером. Как устроен орган в музее-заповеднике «Царицыно»
Концертному направлению музея-заповедника «Царицыно» в прошлом году исполнилось уже 25 лет. Небольшой юбилей — 15-летие — отметил и орган, установленный в атриуме Хлебного дома. О неизменном главном герое субботних вечеров и музыкальных программах с его участием mos.ru рассказали Инесса Ракунова, руководитель концертного отдела музея-заповедника, и Елизавета Андреева, настройщик органа.
Хлебный дом и орган
Орган в музее-заповеднике «Царицыно» появился в 2008 году — его инаугурация прошла в сентябре, ко Дню города. Тогда с концертом выступили заслуженный артист России органист Александр Майкапар и ансамбль духовых инструментов Modus vivendi. С тех пор каждую субботу в «Царицыне» проходят органные концерты. Исключение составляют редкие пересечения в расписании с фестивалями (например, с 23 по 25 февраля проходил «Царицыно Jazz Festival»), перерыв также случился в период пандемии COVID-19 — тогда площадки музея-заповедника закрывали на несколько месяцев.
Инструмент сделали в Германии специально для атриума Хлебного дома.
«Орган всегда вписывается в окружающее пространство — архитектурное, художественное и акустическое, становится его частью. И если вы обратите внимание, то увидите, что в оформлении нашего инструмента присутствуют царицынские мотивы — арки, стрельчатые проемы, звезды», — отмечает Елизавета Андреева.
По словам Инессы Ракуновой, трудно сказать, для какого именно использования задумывался Хлебный дом в самом начале его реставрации (а история у здания богатая и разнообразная — в разные годы здесь располагались, например, гостиница и коммунальные квартиры). Но когда с появлением перекрытий и купола в сочетании со средневековыми элементами архитектуры получилось строение с очевидными храмовыми мотивами, стало ясно, что здесь гармонично расположится концертный зал. Музыканты, приезжающие из зарубежных стран, отмечают, что атриум действительно похож на собор, поэтому органная музыка дает здесь мощный эмоциональный отклик.
Чувствительный инструмент с непростым характером
Как и многие органы, царицынский уникален — например, тем, что у него есть особое приспособление, которое позволяет транспонировать строй мануалов на полтона вверх или вниз. Оно необязательно для инструмента, но позволяет сыграть, скажем, барочные произведения такими, как их задумал в свое время композитор. Подобной детали нет больше ни у одного органа в Москве.
Кроме того, царицынский орган задумывался как мобильный, чтобы его можно было перемещать по концертной площадке. Впрочем, несмотря на то что внизу у него есть колеса, передвинуть инструмент совместными усилиями смогут не меньше восьми крупных мужчин — весит достаточно миниатюрный на вид орган более двух тонн. Сейчас механизм, который отвечает за перемещение инструмента, ждет ремонт.
За исключением электрического мотора, царицынский орган полностью механический. У него 12 регистров и около 800 труб — металлические и деревянные, часть из них открытые, часть — закрытые. Орган обладает двумя мануалами (клавиатурами) и педалью, а также полноценной клавиатурой, на которой музыкант играет с помощью ног.
Настраивают орган регулярно — в течение нескольких часов перед каждым концертом, ориентируясь на особенности произведений и исполнителя (а сами музыканты проводят непосредственно перед выступлением длительную репетицию). Многие органисты могут сыграть одну и ту же мелодию, но у каждого она будет звучать по-своему. Это зависит от регистровки — важного процесса, когда органист подбирает по своему опыту, вкусу и знаниям нужный регистр звучания, соединяет регистры в миксты и вносит эти записи в ноты произведения, которое вскоре представит публике.
Разумеется, на звук влияет много факторов, в том числе температурные условия и влажность, ведь физические свойства металла и дерева везде одинаковы. Настройщик должен обладать великолепным музыкальным слухом, чтобы чувствовать малейшие оттенки звука и «помочь» инструменту звучать правильно.
«Этот инструмент называется штиммхорн, он нужен для настройки металлических труб. Чтобы повысить трубу, нужно аккуратными движениями ее развальцевать, то есть раскрыть. Если мы хотим сделать звук ниже — соответственно, другой стороной настроечного рожка мы ее сужаем. Все это делается, как говорит мой учитель настройки, органный мастер Владислав Иодис, на глазок — вернее, на ухо», — поясняет Елизавета Андреева.
По ее словам, орган — такой инструмент, который сам диктует, что на нем играть. К тому, который рассчитан на барочную музыку, не стоит подходить с современными произведениями — адаптировать, например, саундтреки к фильмам или компьютерным играм. На царицынском инструменте, считают Елизавета Андреева и Инесса Ракунова, лучше тоже этого не делать — музыкальных возможностей у него, само собой, хватит, но это может оказаться дурновкусием. А орган в атриуме Хлебного дома чувствительный и нежный.
«На этом органе хорошо прозвучит музыка Иоганна Себастьяна Баха — особенно если избирательно посмотреть на его творчество. Прекрасно подойдет добаховская музыка — северонемецкой и южнонемецкой органных школ, сочинения Дитриха Букстехуде, Георга Муффата и Иоганна Пахельбеля, ранний романтический репертуар, в том числе произведения Феликса Мендельсона и Йозефа Райнбергера. Конечно, можно в той или иной мере экспериментировать, но все-таки орган будто сам говорит: “Я для определенной музыки — пожалуйста, исполняйте ее”», — поясняет Елизавета Андреева.
Орган в «Царицыне», считает она, своенравный — реагирует на то, кто и что на нем играет, может проявить характер с людьми, которые обращаются с ним не так, как бы ему того хотелось. Но это одновременно очень приятный и отзывчивый инструмент, если относиться к нему с почтением.
Музыкальная программа для царицынского органа
Концертный сезон царицынского органа, говорит Инесса Ракунова, практически непрерывен — инструмент звучит круглый год, а потому и программа составляется на год вперед. 2024-й тоже полностью расписан. Выступают здесь, конечно, не только московские органисты — очень много музыкантов приезжает из одного только Санкт-Петербурга. Например, заслуженный артист России Даниэль Зарецкий заведует в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова кафедрой органа — он регулярно приезжает в «Царицыно», но выступают здесь и его ученики (и даже уже ученики учеников).
«К нам каждый год приезжают музыканты из разных городов России. Например, главный органист Красноярска Андрей Бардин ежегодно бывает у нас летом, когда в Красноярской краевой филармонии каникулы. Теперь он играет уже и в четыре руки со своим сыном Александром, получившим премию на Международном конкурсе органистов имени В.Ф. Одоевского. Из Барнаула приезжает Сергей Будкеев, из Томска — Мария Блажевич, из Кондопоги — Александр Новоселов, из Сочи — Владимир Королевский, из Вены — Елена Кейлина. О нашем органе знают, его любят — органисты встают в очередь, чтобы здесь выступить. Так что у музыканта редко получается сыграть в “Царицыне”, не чаще раза в год», — рассказывает Инесса Ракунова.
Концерты в Хлебном доме проходят абсолютно разные — как сольные органные, так и для органа в ансамбле с теми или иными инструментами. Кажется, не было такой программы, которую не исполнили бы в «Царицыне»: орган звучал и с арфой, и с деревянными и медными духовыми, и со скрипкой, и с виолончелью, и с ударными, и с голосом. Атриум Хлебного дома становился площадкой для московского хорового фестиваля «Вселенная русского хора».
Орган звучит и в рамках фестиваля «Навстречу Рождеству», который проходит в музее-заповеднике уже в течение восьми лет. Представители разных конфессий празднуют Рождество в разное время, поэтому начинается фестиваль в декабре и продолжается в январе. Самые значительные и яркие его концерты — органные, на них исполняется очень торжественная музыка, которая войдет далеко не в каждую программу (например, цикл рождественских кантат Баха). Орган звучал даже в соединении с терменвоксом — инструмент из, казалось бы, абсолютно далекого прошлого составил дуэт с современным (хотя, конечно, терменвоксу тоже уже исполнилось 100 лет).
Органисты сами предлагают идеи и произведения для концертов, но организаторы следят, чтобы не было повторений, — царицынская публика приучена к высокому уровню музицирования, и подбор ведется очень трепетно, с учетом стилистических особенностей инструмента. Допустим, если в одну субботу был орган с голосом, то в следующую может быть уже орган с флейтой, а через субботу — орган сольный. Например, Елена Привалова, органистка, музыковед, художественный руководитель фестиваля «Органные вечера в Кускове», регулярно выступает в «Царицыне», и она любит программы, полностью состоящие из произведений Баха, в том числе исполняемых довольно редко. Хотя, отмечает Инесса Ракунова, на некоторых концертах из зала все-таки передают записки с просьбами сыграть Токкату и фугу ре минор.
Новые органисты, разумеется, могут попасть в список музыкантов, которые сыграют в музее-заповеднике «Царицыно», но не сразу. Сейчас открыт лист ожидания, только на 2025 год — органисты присылают видеозаписи, организаторы изучают их.
На органных концертах аншлаг случается чаще всего — все 200 посадочных мест в атриуме Хлебного дома оказываются заняты. Слушатели приходят самые разные — молодые люди назначают свидания, родители приводят детей (самые маленькие слушатели иногда спят под органную музыку в колясках, что, впрочем, полезно для здоровья), здесь встречаются компании подруг, проводят субботние вечера пожилые пары. Есть и постоянные посетители, которых Инесса Ракунова и Елизавета Андреева, присутствующие на каждом органном концерте, уже узнают в лицо.
«Публика очень хорошая и благодарная, она любит качество исполнения и любит этот орган. Сюда приходят люди, которые его слышат, — научились слышать за эти годы, они очень хорошо чувствуют, что происходит за инструментом. Это удивительно», — говорит Елизавета Андреева.
Музыка в необычных декорациях: куда сходить в Москве на концертНе только концертные залы: где в Москве послушать органную музыку