Персона — композитор. Абонемент Московской филармонии и «Музыкального обозрения». 15-й сезон
Кажется, это было вчера… 23 октября 2009 я впервые вышел на сцену Камерного зала Московской филармонии, чтобы провести первый концерт абонемента «Персона – композитор». Тогда в конце 2000-х, современная музыка и творчество ныне живущих композиторов-современников были представлены в афише Московской филармонии значительно меньше, чем сейчас. Важнейшим событием стало открытие Камерного зала филармонии в декабре 2007. Одним из главных направлений работы нового зала было заявлено продвижение творчества современных композиторов. В 2009 в Московской филармонии родились два проекта современной музыки: весной — фестиваль «Другое пространство», осенью — «Персона – композитор». И мы, и «Другое пространство» были пионерами. Постепенно, из сезона в сезон, присутствие новой музыки в афише МГАФ становилось все более заметным. Сейчас Московская филармония представляет в своих залах более 10 абонементов, посвященных новой музыке. Кроме того, она представлена и во многих других абонементах. Ровно через 14 лет, 23 октября 2023, день в день, открылся 15-й сезон абонемента «Персона – композитор». Сегодня этот абонемент — один из циклов-долгожителей в абонементной программе МГАФ. «Старые мехи, новое вино» Передо мной встала задача придумать формат, который бы не повторял традиционные формы авторского концерта. В 70-е, 80-е, 90-е годы особая культура и атмосфера были на вечерах «Московского молодежного музыкального клуба» Григория Фрида в Московском доме композиторов на улице Неждановой. Эти вечера сочетали свободную беседу об актуальных проблемах сегодняшнего дня, о разных аспектах творчества композитора, исполнение музыки, премьеры новых сочинений, общение с залом, показы фильмов… Мне хотелось объединить и монолог, и представление героя, и интервью-беседу, в котором композитор представляет свое творчество сочинения, говорит о себе и о мире. Я предложил название Абонемента: «Персона – композитор. Представление и интервью». Меня поддержало руководство филармонии: тогдашний директор, а ныне заместитель директора Елена Зубарева, а затем Алексей Шалашов и художественный руководитель, композитор Александр Чайковский. В первые годы перед каждым сезоном мы с ним советовались и, по сути, вместе формировали программу абонемента. А в сезоне 2011–2012 Чайковский принял участие в абонементе. Премьеры Традицией абонемента стали мировые и российские премьеры. В концерте Софии Губайдулиной, прошедшем спустя месяц после ее 80-летия (24 ноября 2011), прозвучала мировая премьера сочинения Sotto voce для альта, контрабаса и двух гитар. Две мировые премьеры с разницей в 8 лет представил Юрий Воронцов (Status quo для камерного ансамбля в 2009 и Flashback для фортепиано в 2017). Состоялись мировые премьеры сочинений Михаила Броннера («Oj, Mame!» — три еврейские песни для фортепианного квинтета), Кузьмы Бодрова (Gegen Sieben, концерт для альта и семи низких струнных), Владимира Горлинского («Видишь свет — встань и иди, здесь твое гранулярное счастье»; Брампутапсель № 1 для голоса соло), Артема Васильева («Подражание Joby Talbot» для гобоя, скрипки и фортепиано), Алексая Сюмака (Интермедия № 3 для скрипки и аккордеона), Мераба Гагнидзе (Соло для скрипки; Дуэт для скрипки и виолончели № 10; Три сонаты для фортепиано), Юрия Каспарова («Логика лабиринта» для бас-кларнета соло), Сергея Жукова (Kryptos для голоса и препарированного рояля), Станислава Маковского (Tempsréel для фортепиано и электроники), Ильи Демуцкого («Французский этюд» для фортепиано, «При свече» на стихи И. Бунина, Три латинских гимна для вокального ансамбля), Анны Ромашковой. Российские премьеры своих сочинений представили Р. Щедрин, Е. Подгайц, В. Тарнопольский, К. Бодров, И. Демуцкий, С. Маковский, С. Невский, Н. Попов, А. Хубеев, А. Бесогонов… Тизер В 2015 мы создали видеоролик, посвященный абонементу Московской филармонии «Персона – композитор». Автор клипа московский видеохудожник Ася Мухина, тизер предварял каждый концерт и одновременно презентовал весь проект. Впервые в истории Московской филармонии был создан видеоролик, посвященный отдельному филармоническому абонементу. Форма вечера: вступительный тизер, вступительное слово-представление композитора, музыка, беседа… Теперь такой формат получил широкое распространение. Но мы не повторяемся. Энциклопедия века За 15 сезонов на сцене Камерного зала состоялось 43 концерта. Персоны – 40 композиторов: беспрецедентная по охвату и объему картина современной российской музыки начала XXI века, ее энциклопедия. Все поколения — от Губайдулиной и Щедрина до нынешних 30-35-летних. Три вечера In memoriam. 12 октября 2020 — памяти Александра Вустина (1943–2020). За год до концерта мы с ним договорились об участии и согласовали программу — но 19 апреля 2020 Александр Кузьмич скончался от ковида. С воспоминаниями об Александре Вустине выступили со сцены и в записи композиторы Фарадж Караев, Юрий Каспаров, Александр Раскатов, Иван Соколов, Владимир Тарнопольский, музыковеды Анна Амрахова, Светлана Савенко, Рауф Фархадов, поэтесса, прозаик, переводчица, филолог и этнограф Ольга Седакова. 12 апреля 2022 мы провели концерт памяти Георгия Дорохова (1984–2013). Композитор, который внес яркую радикальную струю в новое музыкальное искусство, очень рано и трагически ушедший из жизни. Слова о Георгии говорили его коллеги Владимир Тарнопольский, Владимир Горлинский, Алексей Сысоев, музыковед Федор Софронов. Третий вечер In memoriam состоялся в сезоне 2023–2024, 23 октября. В год 100-летия основания Ассоциации современной музыки (АСМ) мы посвятили его памяти четырех композиторов — участников АСМ-2: Александра Вустина, Николая Корндорфа, Сергея Павленко и Дмитрия Смирнова. Проект развивался, вошел в программу трансляций МГАФ. И аудитория абонемента и современной музыки увеличилась в разы! То, чего мы с самого начала хотели добиться, произошло. Новая музыка стала неотъемлемой частью филармонического репертуара. И во многом благодаря усилиям газеты — точнее, информационного и концертного агентства — «Музыкальное обозрение». «МО»: путь к абонементу Интерес к новой музыке, продвижение творчества современников всегда были в числе приоритетов «МО», частью нашей миссии и стратегии. Современная музыка выделена как отдельное исключительно важное направление на всех информационных площадках и ресурсах «МО» (газета, сайт, соцсети), в деятельности концертного агентства (фестивали, абонементы, концертные туры), в нашей просветительской и кураторской работе — в частности, в заказе новых сочинений современным композиторам. В 2004 газета инициировала создание коллективного опуса — Концерта для симфонического оркестра «Десять взглядов на десять заповедей», заказанного нами 10 ведущимроссийским композиторам к 15-летию «МО» (авторы М. Броннер, Ю. Воронцов, А. Вустин, С. Жуков, Р. Леденев, С. Павленко, Е. Подгайц, Р. Сабитов, А. Чайковский, А. Эшпай). Спустя два года мы заказали еще одно коллективное сочинение, на этот раз семи молодым композиторам — «Посвящение». К 100-летию Д.Д. Шостаковича (авторы О. Алюшина, К. Бодров, О. Бочихина, А. Буканов, А. Васильев, Т. Новикова, А. Сюмак) и провели уникальный концерт «Три коллективных сочинения» в ММДМ: помимо двух названных партитур, в нем исполнялись «Вариации на тему Мясковского», написанные 11 композиторами — педагогами Московской консерватории к 100-летию вуза в 1966, прозвучавшие на юбилейном концерте и с тех пор не исполнявшиеся 40 лет! В 2019 к 30-летию «МО» и юбилейному концерту в зале «Зарядье» четыре композитора — С. Невский, Д. Курляндский, А. Хубеев и Н. Попов — по нашему заказу написали Concerto grosso Liberta/ MO/30/2019 (Свободные вариации) для симфонического оркестра, солирующих арфы, альта, флейты, контрабаса, баяна и электроники. Все эти сочинения не раз исполнялись симфоническими оркестрами в Москве и многих городах России. Особое значение для нас все годы деятельности газеты имело обращение к творчеству Софии Губайдулиной. Мы широко отмечали все ее юбилейные даты последнего десятилетия. В 2011, как уже говорилось, она была участницей абонемента «Персона – композитор». В 2016, в дня 85-летия, мы провели фестиваль Губайдулиной с концертами в Москве и других городах. В 2021, в год 90-летия, София Асгатовна была главным композитором фестиваля «Сотворчество» в Саратове: ее музыка звучала во всех пяти концертах фестиваля. И ее творчеству был полностью посвящен абонемент «www.баян.ru», по сути — еще один проект «Персона – композитор». Линия современной музыки «МО» — это и проект «Вайнберг. Возвращение», который мы ведем с 2014: концерты, фестивали, абонементы, научные конференции, книги, выпуск Собрания сочинений. Это и исполнения новой музыки в наших абонементах в Московской филармонии: «Инструментариум», «www. баян.ru», «Альфред Шнитке (1934–1998). К 90-летию со дня рождения. “Лабиринты”»… Андрей УСТИНОВ Автор и ведущий абонемента «Персона – композитор» Участники абонемента «Персона – композитор» (2009–2024) 1-й сезон, 2009-2010 Юрий Воронцов Владислав Агафонников Родион Щедрин Сергей Слонимский 2-й сезон, 2010-2011 Андрей Эшпай Юрий Каспаров Владимир Кобекин Ефрем Подгайц Владислав Казенин 3-й сезон, 2011-2012 Александр Чайковский Владимир Тарнопольский София Губайдулина 4-й сезон, 2012-2013 Виктор Екимовский Михаил Броннер Кирилл Волков 5-й сезон, 2013-2014 Кузьма Бодров Владимир Горлинский Анна Ромашкова 6-й сезон, 2014-2015 Артем Васильев Алексей Сюмак Фарадж Караев 7-й сезон, 2015-2016 Мераб Гагнидзе Юрий Каспаров Сергей Жуков 8-й сезон, 2016-2017 Илья Демуцкий Юрий Воронцов Татьяна Чудова 9-й сезон, 2017-2018 Станислав Маковский Сергей Невский Николай Попов, Александр Хубеев (в одном концерте) 10-й сезон, 2018-2019 Александр Маноцков Владимир Раннев Дмитрий Курляндский 11-й сезон, 2019-2020 Наталья Пшеничникова, Сергей Невский, Кирилл Широков (в одном концерте) Андрей Бесогонов 12-й сезон, 2020-2021 Александр Вустин (In memoriam) Владимир Тарнопольский Александр Хубеев 13-й сезон, 2021-2022 Николай Попов Георгий Дорохов (In memoriam) 14-й сезон, 2022-2023 Николай Попов (остальные заявленные концерты сезона не состоялись) 15-й сезон, 2023-2024 Александр Вустин, Николай Корндорф, Сергей Павленко, Дмитрий Смирнов (In memoriam, в одном концерте) Фарадж Караев Владимир Горлинский «МО» Дорогие наши читатели, коллеги, друзья! Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах. Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»! Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения». Также вы можете поддержать наше издание финансово. ПОДДЕРЖАТЬПОДПИСАТЬСЯ «Музыкальное обозрение» в социальных сетях