Бедржих Сметана: 200 лет со дня рождения
2 марта — знаменательная памятная дата в истории чешской и мировой музыки. 200 лет назад в небольшом чешском городке Литомышль на территории Австро-Венгерской империи родился композитор, пианист и дирижер Бедржих Сметана. Его называют основоположникам чешской классической музыки, «чешским Глинкой». Сметана — создатель национальной оперы и симфонии, основатель национальной композиторской школы. «У каждого народа есть лишь несколько таких личностей, как Бедржих Сметана. Это те, чьи необычайные таланты выходят на первый план вопреки желанию их собственной семьи. Те, кто работает над своим талантом и оттачивает его до совершенства. Те, кто не останавливается на достигнутом, а превращает свой талант в нечто большее. Те, кто в конечном итоге сможет возвысить свою нацию своими талантами и вместе с этим повлиять на весь мир», — так говорят в Чехии о своем гении в год его 200-летия. Бедржих Сметана родился в семье пивовара. Его музыкальные способности проявились очень рано, и уже в 6 лет мальчик впервые выступил как пианист в присутствии публики. В детстве он также учился играть на скрипке, пробовал сочинять музыку. В 15 лет Сметана переехал в Прагу, где учился в Академической гимназии. Но занятия в гимназии (в Праге, потом в Пльзене) его интересовали мало: гораздо больше его увлекала музыка, и в конце концов, вопреки воле отца, молодой Сметана решил полностью посвятить свою жизнь профессии музыканта. Он мечтал играть на фортепиано как Лист и сочинять как Моцарт… Профессионального музыкального образования Сметана не получил, но с колоссадльным усердием занимался фортепиано и теорией музыки, изучал гармонию, композицию, контрапункт: самостоятельно и под руководством известного педагога Йозефа Прокша, основателя музыкальной школе в Праге. Огромную роль в формировании музыканта сыграли посещения многочисленных концертов (в том числе выступлений Листа), знакомство с Берлиозом, Робертом и Кларой Шуман, с творчеством Шопена, который на всю жизнь стал для Сметаны одним из главных источников вдохновения. В 1848 Сметана участвовал в революционных событиях в Праге. Он написал «Два революционных марша» для фортепиано, «Песнь свободы» для хора с фортепиано и свою первую оркестровую композицию — «Ликующую увертюру» ре мажор: ее называли «чешской Марсельезой» и распространяли среди восставших в Праге как листовку. В середине 1850-х годов Сметана вместе с женой, пианисткой Катариной Коларжовой, уехал в Швецию. Пять лет он жил и работал в Гётеборге, концертировал в Швеции, Германии, Дании, Нидерландах, много сочинял. Несколько раз он навестил Листа в Веймаре. Среди сочинений 1840-х – 1850-х годов — оркестровые партитуры, хоровые произведения, множество фортепианных пьес. Из сочинений этих лет выделяются «Триумфальная симфония» (1854) и фортепианное трио соль минор (1855), написанное в память об умершей маленькой дочери (в начале 1850-х одна за другой умерли три дочки композитора). В 1861 Сметана возвращается Прагу. Начинается высший расцвет его творчества. Одна за другой появляются оперы, окрашенные ярким национальным колоритом, каждую из которых встречали с огромным энтузиазмом и восторгом: «Брандербуржцы в Чехии» (1863, премьера в 1866), «Проданная невеста» (1866), «Либуше» (1872), «Далибор» (1873), «Две вдовы» (1874)… Всего Сметана написал 9 опер. К 50 годам Сметана полностью потерял слух, но продолжал упорно работать и создавать шедевры. Последнее десятилетие жизни Сметана провел в доме своей единственной оставшейся дочери Софии и ее мужа, лесничего Йозефа Шварца, недалеко от Праги в деревне Ябкенице. Ныне здесь располагается Мемориальный музей композитора.
![](https://muzobozrenie.ru/wp-content/uploads/2024/03/smetana_museum_600b.jpg)