Бедржих Сметана: 200 лет со дня рождения
2 марта — знаменательная памятная дата в истории чешской и мировой музыки. 200 лет назад в небольшом чешском городке Литомышль на территории Австро-Венгерской империи родился композитор, пианист и дирижер Бедржих Сметана. Его называют основоположникам чешской классической музыки, «чешским Глинкой». Сметана — создатель национальной оперы и симфонии, основатель национальной композиторской школы. «У каждого народа есть лишь несколько таких личностей, как Бедржих Сметана. Это те, чьи необычайные таланты выходят на первый план вопреки желанию их собственной семьи. Те, кто работает над своим талантом и оттачивает его до совершенства. Те, кто не останавливается на достигнутом, а превращает свой талант в нечто большее. Те, кто в конечном итоге сможет возвысить свою нацию своими талантами и вместе с этим повлиять на весь мир», — так говорят в Чехии о своем гении в год его 200-летия. Бедржих Сметана родился в семье пивовара. Его музыкальные способности проявились очень рано, и уже в 6 лет мальчик впервые выступил как пианист в присутствии публики. В детстве он также учился играть на скрипке, пробовал сочинять музыку. В 15 лет Сметана переехал в Прагу, где учился в Академической гимназии. Но занятия в гимназии (в Праге, потом в Пльзене) его интересовали мало: гораздо больше его увлекала музыка, и в конце концов, вопреки воле отца, молодой Сметана решил полностью посвятить свою жизнь профессии музыканта. Он мечтал играть на фортепиано как Лист и сочинять как Моцарт… Профессионального музыкального образования Сметана не получил, но с колоссадльным усердием занимался фортепиано и теорией музыки, изучал гармонию, композицию, контрапункт: самостоятельно и под руководством известного педагога Йозефа Прокша, основателя музыкальной школе в Праге. Огромную роль в формировании музыканта сыграли посещения многочисленных концертов (в том числе выступлений Листа), знакомство с Берлиозом, Робертом и Кларой Шуман, с творчеством Шопена, который на всю жизнь стал для Сметаны одним из главных источников вдохновения. В 1848 Сметана участвовал в революционных событиях в Праге. Он написал «Два революционных марша» для фортепиано, «Песнь свободы» для хора с фортепиано и свою первую оркестровую композицию — «Ликующую увертюру» ре мажор: ее называли «чешской Марсельезой» и распространяли среди восставших в Праге как листовку. В середине 1850-х годов Сметана вместе с женой, пианисткой Катариной Коларжовой, уехал в Швецию. Пять лет он жил и работал в Гётеборге, концертировал в Швеции, Германии, Дании, Нидерландах, много сочинял. Несколько раз он навестил Листа в Веймаре. Среди сочинений 1840-х – 1850-х годов — оркестровые партитуры, хоровые произведения, множество фортепианных пьес. Из сочинений этих лет выделяются «Триумфальная симфония» (1854) и фортепианное трио соль минор (1855), написанное в память об умершей маленькой дочери (в начале 1850-х одна за другой умерли три дочки композитора). В 1861 Сметана возвращается Прагу. Начинается высший расцвет его творчества. Одна за другой появляются оперы, окрашенные ярким национальным колоритом, каждую из которых встречали с огромным энтузиазмом и восторгом: «Брандербуржцы в Чехии» (1863, премьера в 1866), «Проданная невеста» (1866), «Либуше» (1872), «Далибор» (1873), «Две вдовы» (1874)… Всего Сметана написал 9 опер. К 50 годам Сметана полностью потерял слух, но продолжал упорно работать и создавать шедевры. Последнее десятилетие жизни Сметана провел в доме своей единственной оставшейся дочери Софии и ее мужа, лесничего Йозефа Шварца, недалеко от Праги в деревне Ябкенице. Ныне здесь располагается Мемориальный музей композитора. ершиной творчества Сметаны стал цикл симфонических поэм «Моя Родина», написанный в 1874–1879. Из шести поэм («Вышеград», «Влтава», «Шарка», «В лесах и лугах Чехии», «Табор», «Бланик») наиболее известна «Влтава», ставшая музыкальным символом Чехии. Вот как сам Сметана описало содержание музыки: «Это сочинение рисует путь Влтавы. Оно подслушивает ее два первых истока, холодный и теплый, следует затем к месту объединения двух ручьев и по течению Влтавы — по широким лугам и рощам, по равнинам, где жители как раз справляют веселый праздник. В серебристом свете луны русалки водят хороводы, высятся гордые крепости, замки и славные руины, сросшиеся с дикими скалами. Влтава пенится и ярится на Святоянских порогах, течет широким потоком далее к Праге, крепость Вышеград внезапно вырастает на ее берегу. Влтава величественно стремится дальше, исчезает из виду и наконец вливается в Лабу». В конце жизни написаны и два струнных квартета (№ 1 «Из моей жизни», 1876; № 2, 1882). На рубеже 60-летия обострилось серьезное психическое заболевание композитора. 23 марта 1884, после очередного тяжелого приступа, Сметану поместили в пражскую психиатрическую клинику, где он 12 мая, не приходя в сознание, скончался. Узнав об этом, Ференц Лист писал друзьям: «Я потрясен смертью Сметаны. Он был гений!». 200-летие Бедржиха Сметаны широко отмечается в Чехии. В Праге, Брно и других городах идут постановки его опер, концерты. В день юбилея, 2 марта, на сцене Национального театра в Праге — грандионный гала-концерт, в котором будут исполнены фрагменты всех девяти опер Сметаны. Концерт транслируется по чешскому телевидению. С середины дня до позднего вечера на площади Вацлава Гавела перед театром — open-air “Smetana Party”, включающий различные события, в том числе трансляцию вечернего концерта на большом экране для всех желающих. С 3 по 10 марта по телевидению — ежедневный показ опер композитора. Чешский национальный банк выпустил серебряную монету номиналом 200 чешских крон в честь 200-летия со дня рождения Бедржиха Сметаны. «МО» Дорогие наши читатели, коллеги, друзья! Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах. Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»! Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения». Также вы можете поддержать наше издание финансово. ПОДДЕРЖАТЬПОДПИСАТЬСЯ «Музыкальное обозрение» в социальных сетях