Вышел новый сериал "Черное солнце" с Юрием Чурсиным и Максимом Стояновым
Сериалы - такое же кино, только хуже. Это привычное определение в массовом сознании прилипло к бесконечным и очень, до неотличимости, похожим друг на друга конвейерным зрелищам, которые снимаются быстро и дешево, играются наспех и кое-как, где режиссура сводится к умению придумать какой-то особенно залихватский ракурс.
В этом шарикоподшипниковом производстве первая самостоятельная режиссерская работа в полном метре актрисы Анны Носатовой сериал "Черное солнце" неожиданно удивляет качеством: начав просмотр первых эпизодов 12-серийного "продукта", я не смог оторваться, пока эти стартовые эпизоды не оборвались - как всегда, на самом интересном месте. Это детектив, где герои в погонах поначалу напомнили о традициях образцово-показательных "Знатоков", сотрясавших страну на протяжении доброго десятилетия. Но очень скоро проявились характеры - контрастные, конфликтные, интригующие. Проявились параллели с переживаемым нами временем всесилья "сильных мира сего". И - главное в детективе - зависла загадка страшных событий, случившихся близ Петербурга в Выборге с его вполне европейской архитектурой и вполне советскими атавизмами.
Оперуполномоченный Чагин расследует исчезновение молдаванки Кристины - заявление подала ее встревоженная сестра Габи. А в лесной чаще обнаружены останки расчлененных женских тел. В дело включается новоприбывший следователь Жук, который сразу обнаруживает грубое нарушение Чагиным служебных полномочий и попытку скрыть серьезное преступление. Следы приведут его к некоей сатанинской секте, ритуально приносящей свои жуткие жертвы, но в какой мере это так, рассказ еще впереди. А вот предпринятая мной попытка пересказать фабулу так настораживает, что лично я бы и смотреть такое кино не стал. Но - стал и даже жду продолжения.
В чем притягательность картины? Прежде всего, в мастерстве сценаристов Олега Антонова ("Пестрые сумерки", "Ельцин. Три дня в августе") и Александра Васютинского ("По ту сторону смерти"). Они не только закрутили интригу так, что она цепко держит внимание, но и заложили в сценарии яркие, контрастные, способные меняться характеры, конфликт между которыми и траектория их эволюции становятся едва ли не главными в сериале. Здесь есть что играть актерам, и два главных персонажа фильма следователь Жук у Юрия Чурсина и капитан Чагин у Максима Стоянова держат внимание зрителя неотрывно. Не маски, но живые люди с массой недостатков и у каждого своим представлением о профессиональном долге и этике. Чагин - талантливый следак с замечательно развитой интуицией, чувством юмора, способностью к самоанализу и полной неспособностью, смирившись с обстоятельствами, бросить начатое дело на полдороге. Своего рода импульсивный романтик без тормозов и берегов, признающий не только закон, но и "понятия" (за эту роль Максим Стоянов получил актерский приз на фестивале "Пилот"). Жук по первому представлению - сухарь, бесчувственная вычислительная машина, тупой бездушный законник. Но, как и водится в хорошем кино, мы постепенно узнаем обстоятельства пережитой им трагедии, обретаем способность его понимать и ему сочувствовать. Развитие отношений между этими двумя и составляют главный сюжет картины, это центр нашего внимания, пожалуй, более захватывающий, чем интрига с сатанистами и томящимися в плену красавицами. Эти характеры и этот сюжет, собственно, и заставляют с нетерпением ждать новых серий, став вровень с сюжетом детективным - при всей натуралистической жути достаточно стандартным и в меру завлекательным.
Третьим и не лишним персонажем в первых сериях предстает молдаванка Габи - владелица косметического салона с повадками деловой, знающей свою неотразимость femme fatale (Виктория Корлякова). Она здесь не просто одна из жертв загадочного преступления, но и носительница "женского начала" в сюжете: там, где вступают в действие сексуальные инстинкты, строгая служебная логика начинает давать сбои - как сказано в классическом фильме, "красота - это страшная сила".
Достоинство нового сериала - способность видеть и передавать сложность прихотливо переплетенных мотивов наших бедовых жизней. Эти мотивы и фабульные линии, эти "привходящие обстоятельства" по ходу сюжета умножаются, громоздятся, подобно льдам в бурю, и в них все труднее разобраться - интерес к картине лавинообразно возрастает. Сумеют ли авторы совладать с этим ими же сотворенным симфоническим звучанием и не сведется ли все это, многозвучное, к обидно разочаровывающей попевке, - покажут новые серии "Черного солнца".
Где смотреть: онлайн-кинотеатр KION.