Бахов много не бывает

Музыка семейства Бахов прозвучала этим вечером в Московской филармонии. Интересная программа была составлена из сочинений Иоганна Себастьяна Баха и двух его старших сыновей - Вильгельма Фридемана и Карла Филиппа Эмануила. Александр Рудин, исследователь старинных партитур, пропагандист барочной музыки, и его коллектив Musica Viva всегда преподносят слушателям музыкальные раритеты. Необычность заявленных на этот раз произведений вызвала ожидаемое любопытство меломанов. Действительно, "Магнификат", но не принадлежащий перу Баха-отца; не духовная, а мирская Кантата Иоганна Себастьяна; странная Симфония "Диссонансы" выстроили причудливый портрет отцовского и сыновьего барокко. Инструментальной интродукцией вечера предстала Симфония для струнных фа мажор "Диссонансы" (конец 1730-х) Вильгельма Фридемана Баха. Достаточно торжественная, почти помпезная музыка, выразительно исполненная оркестром под управлением маэстро Рудина, впечатлила необычностью гармонических решений старшего отпрыска великого Баха. Традиционная форма, состоящая из разнохарактерных частей - Vivace, Andante, Allegro, Menuetto I, II - выглядела поздне барочной сюитой, деформированной диссонансами. Партия клавесина в оркестре - Фёдор Строганов. Вильгельм Фридеман (1710-1784) был известным органистом, импровизатором, композитором, мастером контрапункта и, судя по всему, смелым экспериментатором в творчестве. Музыка Симфонии, подчас, воспринималась совершенно сегодняшним псевдостилем барокко современных композиторов, так отважны были гармонические последовательности и резкие задержания у автора. Звучание фактуры было плотным и слишком тяжеловесным, что ещё больше ощутилось в сравнении с последующим номером программы - музыкой отца семейства. Кантата "Non sa сhe sia dolore" ("Не знает, что такое скорбь") для меццо-сопрано и струнных (1730-е годы) Иоганна Себастьяна Баха (1685-1750) сразу задышала внутренним воздухом, зажила естественной жизнью баховского темпо-ритма. Светская кантата звучит на итальянском языке, что есть почти нонсенс для композитора, написавшего почти две сотни духовных кантат на немецком. Произведение таит в себе много неразгаданных секретов: не известна точная дата написания кантаты, к чему приурочена, о каком уехавшем человеке идёт речь в итальянском тексте и т.д. Но чудесная музыка развёрнутого инструментального вступления (Симфония) сразу захватывает слух. Струнный ансамбль с солирующей флейтой (Константин Ефимов, флейта) нежно подвёл к первому речитативу солистки. На сцену вышла лауреат многих вокальных конкурсов, финалистка телепроекта "Большая опера" на телеканале "Культура" 2014 года Василиса Бержанская. Певица подхватила общее настроение вступления, но её исполнению не доставало стилевой точности. Меццо-сопрано звучало пёстро в регистрах. Возможно, мелкая фразировка с миникрещендо и минидиминуэндо не позволила вытянуть общее развёртывание фраз, хотя звуковедение на итальянском языке было певуче легатным в двух последующих ариях. Карл Филипп Эмануил Бах (1714-1788), второй из 5 сыновей Иоганна Себастьяна, один из основателей классического музыкального стиля, был придворным музыкантом Фридриха II Прусского. Его "Магнификат" для солистов, хора и оркестра (1749) ре мажор занял всё второе отделение концерта. Тень знаменитого "Магнификата" отца присутствует в произведении сына, тот же ре мажор, двойная хоровая фуга в финале. Однако - это оригинальное сочинение, отражающее переход от барокко к будущему классическому стилю композиторов-венцев. Моцарт высоко ставил творчество Карла Филиппа Эмануила. Медленная музыка женских голосов хора интонационно очень даже предвосхищает "Lacrimosa" из моцартовского "Реквиема". Такой переходный стиль музыкального языка "Магнификата" Баха-младшего, который также явственно ориентирован не на строго барочный, а уже на оперный стиль итальянской музыки, вероятно, повлёк за собой неопределённое по стилистике исполнение своих номеров солистами. Вокалисты немного уступили по выразительности подачи оркестру и хору. Хор красиво по-барочному исполнил встречающиеся распевания-юбиляции. Праздник музыки всех оттенков барокко состоялся в Московской филармонии вечером 5 марта, когда в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина открылась выставка "Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко", которая удивительно срифмовалась с гениальными "цветами и плодами" немецкого семейства Бахов.

Бахов много не бывает
© Ревизор.ru