Войти в почту

Собрание сочинений Альфреда Шнитке

Издательство «Композитор • Санкт-Петербург» с 2007 публикует собрание сочинений выдающегося российского композитора Альфреда Шнитке. Это совместный проект издательства и Архива Шнитке в Голдсмитс-колледже Лондонского университета. Большую поддержку проекту оказывает вдова композитора Ирина Шнитке. Запланировано 7 серий и более 40 томов. К настоящему времени выпущено 44 издания. Главная задача собрания сочинений – сделать музыку композитора доступной в России и странах СНГ, так как многие его произведения здесь никогда не издавались, другие давно стали библиографической редкостью, а зарубежные публикации пестрят ошибками. Тексты публикуемых сочинений сверены с авторскими или авторизованными рукописями и с предшествующими изданиями. Концерты и камерные сочинения печатаются с сольными партиями, которые отредактированы ведущими исполнителями музыки Шнитке, работавшими с композитором: Ириной Шнитке, Мстиславом Ростроповичем, Наталией Гутман, Марком Лубоцким, Олегом Крысой. Общую редакцию Собрания сочинения Шнитке осуществляет Алексей Вениаминович Вульфсон, редактор издательства «Композитор. Санкт-Петербург», шостаковичевед, работавший над изданиями С. Слонимского, В. Рывкина, В. Дешевова, Д. Шостаковича, над текстами М. Друскина и Т. Бершадской, над изданием «Писем» А. Шёнберга. Как отмечает А. В. Вульфсон, «у истоков проекта стоял Александр Васильевич Ивашкин (1948–1914) виолончелист, дирижер, музыковед, руководитель факультета исполнительства Голдсмитс-колледжа Лондонского университета и директор Центра русской музыки при нем». Александр Ивашкин был близким другом Шнитке. В 2022 вышла книга «Беседы с Альфредом Шнитке» (редактор-составитель Ивашкин А. М.: Издательский дом “Классика-XXI”, 2022. 320 с.) – основной материал составили записи бесед с Альфредом Шнитке, которые вел Александр Ивашкин на протяжении 1985-1994 годов. А. В. Ивашкин является создателем Архива Шнитке при Голдсмитс-колледже – масштабного фонда сочинений композитора в автографах и копиях. Этот архив и послужил главной основой собрания сочинений. Первые публикации вышли в 2009. Ивашкин плоть до своей кончины руководил их подготовкой, а в дальнейшем работа была продолжена по его плану. В январе 2024 были опубликован том 18 – партитура и партии сольных инструментов Концерта на троих (Konzert zu Dritt) для скрипки, альта, виолончели и струнного оркестра. В данный момент в производстве находится эпилог балета Альфреда Шнитке «Пер Гюнт». Несмотря на то, что это сочинение небольшое, команде издательства пришлось решить много связанных с ним задач. Эпилог балета существует в двух вариантах: для симфонического оркестра и хора в записи – и в авторском переложении для виолончели, фортепиано и хора в записи, выполненном специально для Мстислава Ростроповича. Партия хора для этих версий – разная. К настоящему времени была сделана единственная запись для постановки балета, которая и используется во всех исполнениях. Издательство поставило перед собой задачу восстановить авторский замысел, и Эпилог в переложении для виолончели выйдет в сопровождении диска с оригинальной записью хора. Партия хора для симфонической версии была записана летом 2023 в Нижнем Новгороде в исполнении Камерного хора «Нижний Новгород» (художественный руководитель и главный дирижер – Иван Михайлович Стольников). План публикаций и готовые издания – см. на сайте издательства https://compozitor.spb.ru/collected-works/schnittke/ «МО» Дорогие наши читатели, коллеги, друзья! Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах. Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»! Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения». Также вы можете поддержать наше издание финансово. ПОДДЕРЖАТЬПОДПИСАТЬСЯ «Музыкальное обозрение» в социальных сетях