Лирические сцены в синеве

В зрительном зале МАМТа, декорированном глубоко-синим цветом, раздвинулся фирменный синий занавес. Обнажилось синее пространство голого колхозного поля. Линия электропередач уходила в сине-фиолетовое небо. Отрывистое пиано в оркестре зачастило лейтмотивом дождевых капель. На авансцене, накрывшись промокшей газетой, резались в домино трактористы… Синий на сцене станет продолжением синего в зале. В синей цветовой гамме будут решены сценография и реквизит всего спектакля ровно настолько, чтобы не стать назойливыми глазу. Цвета костюмов выбраны приглушённо-запылённые, как старые фотографии 1950-х. Будучи студентом Московской консерватории, в 1951 году Щедрин ездил в творческую экспедицию за фольклором по глухим местам Белоруссии, которую не пощадила война. Собирая частушки, композитор проникся переживаниями и чувствами простых людей, выраженными в оригинальной форме народного творчества. "Впечатления-семена от фольклора..., помноженного на жизнь, пали на подходящую почву," – написал Щедрин в книге "Автобиографические записи". Роман Улыбин - Федот Петрович, Наталья Зимина - Варвара Васильевна. 29-летний Щедрин впервые прикоснулся к жанру оперы, вдохновившись прозой Сергея Антонова. Сюжетной основой для либретто Василия Катаняна стали мотивы рассказов писателя: "Тётя Луша" (1956), "Поддубенские частушки" (1953), "Дожди" (1955), "Дело было в Пенькове" (1956). В 1961 году была написана опера "Не только любовь", где композитор ввёл частушечный жанр в оперную партитуру. В конце этого года состоялся единственный премьерный спектакль в Большом театре. Оперу не приняли и сняли с показа. Не помогли и дирижировавший спектаклем Евгений Светланов, и оформивший сценографию Александр Тышлер. В 1981 году МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко осуществил постановку оперы, дирижёр Владимир Кожухарь, режиссёр Ольга Иванова, художник Сергей Бархин. Владимир Дмитрук - Володя, Элеонора Макарова - Наташа. И вот вновь опера вышла на сцену, как оказалось, во всей своей настоящей красе, протомившись 43 года в ожидании. Нынешняя работа оперного коллектива адекватно и беспристрастно восприняла советскую послевоенную действительность сюжета. Ничего не изменив в авторском оригинале, постановщики приняли ту жизнь, показав деревенский фон разворачивающейся драмы с естественной простотой высокого качества. И тема колхозного бытования советской деревни, далёкая от сегодняшнего дня, получилась даже родной и близко понятной. Во всяком случае, авторы нынешней версии точно смогли зацепить коллективную память тех зрителей, которые ещё помнят культовые советские киноленты о колхозах и деревенских нравах. Прямую ассоциацию предложил режиссёр в начале второго акта: на экране декорации сельского клуба с синими стенами показывают финальный эпизод фильма "Кубанские казаки". Колхозники собираются на танцы, поют частушки. Восхитительная музыка, изумительные хоровые номера подарили красоту новизны щедринской музыки, написанной более 60 лет назад. И авторское обозначение "Лирические сцены" было раскрыто на сцене с множеством оттенков лирики, которые вытянули у слушателя, что называется, всю душу. В этом большая заслуга музыкального руководителя и дирижёра Феликса Коробова, который безупречно вёл исполнительский процесс – звуковой баланс, выстроенность громких и тихих кульминаций, красочно выразительное звучание оркестра. К слову сказать, идея новой постановки принадлежит маэстро. Драматические образы героев Натальи Зиминой (Варвара Васильевна), Владимира Дмитрука (Володя), Элеоноры Макаровой (Наташа, невеста Володи), Романа Улыбина (Федот Петрович, бригадир) и других персонажей до последнего деревенского дурачка, которого сыграл Андрей Альшаков, были проработаны со всей тщательностью режиссёром и артистами. Индивидуальность деталей поведения каждого участника, включая различных типажей в массовке, придала убедительную жизненность всему происходящему действу. Наталья Зимина - Варвара Васильевна. Наталья Зимина вокально и драматически создала, действительно, председательшу колхоза, волевую, страстную и глубокую натуру. Голос соответствовал необходимым качествам властной женщины, которую все боятся. Ровным и сочным звучанием во всех регистрах помогал рисовать сценический характер. Владимир Дмитрук был артистичен, вокальной стороной и внешним обликом хорошо вписывался в образ лучшего парня на деревне, любимца девушек и женщин. Актёрский ансамбль главных героев был выбран удачно, все были на своём месте, каждый попадал в своего персонажа и сценически гармонировал с партнёрами. Эффектным и запоминающимся, благодаря композиционной «раскадровке» мизансцен, а также визуальной драматургии хореографических придумок стало второе действие оперы. Частушки - мастерский почерк композиторского стиля Щедрина - были обыграны кадрилью, которую задорно отплясывали пары. Сложный эмоциональный рисунок перекрёстных чувств всех участников массовой сцены собрался воедино, сконцентрировавшись на Варваре Васильевне, которая отчаянно влюбилась в жениха Наташи. В финале председательша отказывается от своей любви, уступив Володю невесте. Ничего не понимающий Володя убегает в одну сторону, Наташа бросается в другую. Опять в оркестре звучит лейтмотив дождя. Варвара выходит из-под навеса коровника под настоящие струи воды, которые она ловит ртом. Хочется поздравить коллектив театра имени Станиславского и Немировича-Данченко с достойным спектаклем. «Не только любовь» - во всех смыслах красивая постановка, оставившая прекрасное впечатление.

Лирические сцены в синеве
© Ревизор.ru