Памяти Сейдзи Одзавы (1 сентября 1935 – 8 февраля 2024)

Выдающийся японский дирижер Сейджи Одзава скончался на 89-м году жизни в Токио от сердечной недостаточности. Сейдзи Одзава родился в г. Шеньян в Манчжоу-Го (ныне территория Китая). С юных лет учился игре на фортепиано. После окончания средней школы Сэйдзё он продолжил обучение дирижированию у Хидео Сайто в Высшей музыкальной школе Тохо Гакуэн в Токио. В 1959 24-летний Одзава завоевал первую премию на Международном конкурсе дирижеров в Безансоне (Франция). Председателем жюри конкурса был Шарль Мюнш, который в то время возглавлял Бостонский симфонический оркестр. Мюнш пригласил молодого лауреата в Тэнглвуд — летнюю резиденцию своего коллектива. В США Одзава начал свою более чем 60-летнюю дирижерскую карьеру, в ходе которой работал в лучших оркестрах этой страны и мира. Он продолжил совершенствоваться у Мюнша в Бостонском оркестре, у Герберта фон Караяна в Берлинском филармоническом оркестре, у Леонарда Бернстайна в Нью-Йоркском филармоническом оркестре (в 1961 стал вторым дирижером этого коллектива), затем возглавил в качестве музыкального руководителя фестиваль Чикагского симфонического оркестра в Равинии. В 1965–1970 Одзава — музыкальный директор Симфонического оркестра Торонто, в 1970–1977 — Симфонического оркестра Сан-Франциско. В 1972 он основал Новый Японский филармонический оркестр. С 1973 по 2002 Одзава — музыкальный руководитель Бостонского симфонического оркестра. По продолжительности работы с Бостонским оркестром (29 лет) он превзошел Сергея Кусевицкого, стоявшего во главе BSO 25 лет. В 1984 Одзава вместе с коллегой Казуёси Акиямой основал фестивальный Оркестр Сайто Кинен (SKO) в Японии, в честь 10-летия со дня смерти своего учителя Хидео Сайто который с тех пор собирается ежегодно в конце лета – начале осени, для серии концертов в г. Мацумото. Оркестр не раз выступал в Европе и Америке, в том числе на Зальцбургском фестивале. В 2008 вошел в число 20 лучших оркестров мира по версии Gramophone Magazine (19 место). С 2002 по 2010 Одзава возглавил Венскую государственную оперу. В конце 2009 у маэстро обнаружили онкологическое заболевание, и он на несколько лет прекратил концертную деятельность, однако спустя три года вернулся к сотрудничеству с лучшими оркестрами мира. В апреле 2016 он был удостоен звания почетного члена Берлинской филармонии, в 2021 — звания почетного члена Венской филармонии. В феврале 2016 альбом Ravel L’enfant et les sortilèges (опера «Дитя и волшебство») под управлением Сейдзи Одзавы в исполнении оркестра Сайто Кинен получил премию «Грэмми» за лучшую оперную запись. Последний раз маэстро дирижировал в 2022 на открытии фестиваля в Мацумото, исполнив с оркестром Сайто Кинен увертюру «Эгмонт» Бетховена. В 2004 Одзава основал Международную музыкальную академию Швейцарии, в которой обучаются студенты европейских консерваторий. Дирижер является основателем Музыкальной академии Сейдзи Одзава (специализированные оперный и оркестровый проекты) и «Международной академии камерной музыки Одзава Окусига, Азия» для талантливых студентов из стран Азии. Гигантский репертуар Одзавы включал музыку от Баха и Гайдна до Ксенакиса и Такэмицу. Он продирижировал мировыми премьерами «Полифонии Сан-Франциско» Дьёрдя Лигети (1975) и оперы Оливье Мессиана «Святой Франциск Ассизский» (1983). Среди аудио- и видеозаписей маэстро — все симфонии Брамса и Прокофьева, произведения Дебюсси, Малера, Мендельсона, Мессиана, Равеля, Такэмицу, Чайковского, Шёнберга, Шнитке, Р. Штрауса… Сейдзи Одзава удостоился многочисленных наград Японии, США, Германии, Франции, Австрии, других стран. В числе его наград — российский Орден Дружбы (за большой вклад в сохранение и популяризацию русской культуры за рубежом). Лауреат многих премий, Почетный доктор нескольких американских университетов. В 1979 японский фотограф Хадзимэ Саватари создал фотоальбом «Сэйдзи Одзава». Сейдзи Одзава дважды выступал в нашей стране. В 1973 с Симфоническим оркестром Сан-Франциско — в Москве и Ленинграде. В сентябре 1998 вновь выступил в Большом зале Московской консерватории и Большом зале Санкт-Петербургской филармонии с Новым Японским филармоническим оркестром. В 2011 в Японии вышла книга «Харуки Мураками. Беседы о музыке с Сэйдзи Одзавой». Самый знаменитый современный японский писатель и самый знаменитый японский дирижер в беседах, проходивших с ноября 2010 по июль 2011 в разных точках земного шара — от Токио до Гонолулу и Швейцарии, — по словам Мураками, «прекрасно проводили время, слушая вместе музыку… В интервью, вошедших в эту книгу, я не пытался раскрыть образ маэстро. Это не репортаж и не личный портрет. Моей целью была откровенная и предельно честная беседа между любителем и профессионалом. Я старался показать, насколько каждый из нас — пусть и на совершенно разном уровне — искренне предан музыке. И в глубине души мне кажется, что это неплохо удалось». Насколько удалось — теперь может судить и российский читатель: в 2020 книга в переводе на русский язык вышла в издательстве «ЭКСМО». «МО» Дорогие наши читатели, коллеги, друзья! Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах. Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»! Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения». Также вы можете поддержать наше издание финансово. ПОДДЕРЖАТЬПОДПИСАТЬСЯ «Музыкальное обозрение» в социальных сетях