Почему сегодня снова стали актуальными уроки Нюрнбергского трибунала
Свыше четырех часов в Краснодарской краевой филармонии продолжалась творческая встреча с замдиректора института государства и права РАН, заслуженным юристом РФ Александром Звягинцевым. Он не только авторитетный ученый-правовед, но и автор бестселлеров и фильмов. А еще - государственный деятель, 46 лет проработавший в органах прокуратуры. Причем 16 из них - на посту заместителя Генерального прокурора РФ.
Свыше полувека своей потрясающей жизни Александр Григорьевич посвятил изучению Нюрнбергского трибунала - судебного процесса над фашистскими преступниками. Об этом им написаны сотни статей и десятки книг. Он постоянно выступает с лекциями перед разными аудиториями, в том числе международными. На сей раз слушателями стали прокуроры, следователи, ветераны правоохранительных органов и учащиеся Президентского кадетского училища. В открытой лекции Звягинцев обращался к редким архивным документам, в том числе недавно рассекреченным, новейшим исследованиям, демонстрировал фрагменты фильмов и комментировал происходящие на экране события. И каждое произнесенное слово было пронизано личным отношением к теме, в которую оказался погруженным с детства.
Началось с рассказов мамы
Предками Александра Звягинцева были донские казаки, а сам он родился и вырос на территории советской Украины, с которой непосредственно были связаны 38 лет его жизни. Долгое время жил в Киеве, где 16 лет прослужил в прокуратуре. Параллельно штудировал документы Нюрнбергского процесса.
- Этой темой я увлекся благодаря маме, Ольге Петровне, - поясняет. - Во время оккупации немцы отправили ее вместе с моей бабушкой в фашистское рабство. Она хорошо знала немецкий язык и после капитуляции фашистов работала переводчицей в группе советских войск в Германии. Работала в Берлине, Дрездене и Нюрнберге, где видела участников процесса. Я вырос на ее рассказах и воспоминаниях отца-фронтовика. В их разговорах часто звучала тема Нюрнберга. Настолько ею проникся, что в 12 лет сочинил стихи о процессе, которые были опубликованы. Так началось мое первое творческое соприкосновение с этой темой. Мама хотела, чтобы сын стал писателем, но я пошел по юридической стезе, хотя мамина мечта сбылась. Она прожила 92 года и радовалась выходу каждой моей книги. Пока служил в армии, все свободное время проводил в библиотеке, где изучал материалы заседаний Международного суда. Подарком судьбы считаю знакомство с главным обвинителем на Нюрнбергском процессе от СССР Романом Руденко. С 1953 по 1981 год он был Генеральным прокурором СССР.
По словам Звягинцева, Роман Андреевич, как бывший прокурор Украины, часто бывал в Киеве, где делился с коллегами воспоминаниями о своем участии в историческом событии.
- После моих многочисленных вопросов он понял, что я тоже погружен в тему. Изумился, услышав стихи. Сказал, что с документальной прозой по этой теме знаком, а вот с поэзией сталкивается впервые, - продолжает рассказчик. - Узнав, что пишу статьи и книги о процессе, пообещал познакомить с его участниками. Благодаря его помощи удалось записать воспоминания очевидцев, которые вошли в книги. Потом родились идеи написать художественные произведения, сценарии и снять фильмы. Постепенно и они были воплощены. Руденко ушел из жизни в 1981 году, а с его сыном Сергеем Романовичем, сотрудником Министерства иностранных дел РФ, мы дружны до сих пор. Сергей, кстати, принял участие в нескольких фильмах, снятых по моим сценариям.
Битва за правду
Всего вышло свыше 10 документальных и художественных фильмов по сценариям Звягинцева. В одном из них - "Нюрнберг. 70 лет спустя" - он выступал не только как режиссер и сценарист, но и как ведущий. Именно эту картину показали в Краснодаре. 45-минутную ленту зрители смотрели на одном дыхании.
"...В Нюрнберге, типичном баварском городке, еще со средних веков сохранился дом палача. Спустя столетия здесь судили других палачей, от злодеяний которых погибли миллионы людей. 20 ноября 1945 года к этому городу было приковано внимание всего мира. В зале суда N 600, где судили лидеров Третьего рейха, начался процесс, в ходе которого разворачивалась последняя, как тогда считали, битва с нацизмом - битва документов, свидетельств, нервов. В стане обвинителей и судей не было полного единства: разный менталитет, разные системы права. Зато нацисты выступали единым фронтом, яростно отрицая вину в надежде уйти от правосудия. Те, кто убивал без суда и следствия, теперь взывали к Фемиде. Главный обвинитель от СССР прокурор Роман Руденко не имел права на ошибку. Из Москвы за процессом пристально наблюдал Сталин..."
Именно в Краснодаре во время фашистской оккупации были впервые применены мобильные душегубки
На процессе, который длился 316 дней, было всякое - недоверие и недопонимание, противостояние спецслужб и провокации, скандалы и разоблачения. Фильм Звягинцева рассказывает, как удалось склонить чашу весов на правую сторону. Его автору довелось много встречаться с участниками и исследователями трибунала со стороны США, Великобритании, Франции и их родственниками: переданные ими документы и фотографии также стали красноречивыми свидетелями обвинения.
Урок истории
Прокурор и публицист убежден: сегодня осмысление итогов Нюрнбергского трибунала не менее актуально, чем сразу после завершения Второй мировой.
- Ведь война, развязанная в Европе Германией, а на Востоке - Японией, втянула в свою орбиту более 80 процентов населения всего мира, - констатирует он. - В ней участвовало 62 государства, под ружье было поставлено более 110 миллионов человек. Народы нашей страны понесли огромные потери - почти 27 миллионов человек, 16 из которых составили мирные жители. Франция, напомню, потеряла 412 тысяч человек, Великобритания - около 92 тысяч, США - не более 10 тысяч гражданских лиц. На оккупированной территории, в концлагерях, на каторжных работах было истреблено много советских людей: только в рабство фашисты угнали свыше пяти миллионов соотечественников. В освобождении 16 стран Европы участвовали девять миллионов советских граждан, свыше миллиона из них остались лежать на чужбине. Надругательство над их могилами - настоящее кощунство, наглядно свидетельствующее о том, что внуки и правнуки тех, кто когда-то со слезами благодарности встречал освободителей, забыли уроки Нюрнберга. Именно поэтому национал-фашизм бурно пророс на Украине, в Прибалтике, других странах. А их покровители пытаются использовать русофобские настроения, разжигая вражду между некогда дружественными народами.
С огромным интересом размышления своего бывшего коллеги слушали действующие прокуроры и следователи. Ведь тема геноцида для жителей Краснодара продолжает звучать набатом: именно в кубанской столице во время фашистской оккупации были впервые применены душегубки. Здесь же в июле 1943 года, через полгода после освобождения города, прошел первый в СССР судебный процесс по делу о деятельности оккупантов и их пособников. Перед судом предстали 13 фашистских пособников, которые служили во вспомогательных частях зондеркоманды 10а, занимаясь обслуживанием так называемых газвагенов, то есть душегубок. 18 июля смертный приговор в отношении восьми преступников был публично приведен в исполнение.
20 лет спустя, в 1963 году, в Краснодаре осудили еще девятерых членов айнзацгруппы СС-10а, которых задержали на территории Советского Союза. Всех приговорили к расстрелу. Кстати, принципы наказания нацистских преступников получили международное признание именно в Нюрнберге.
Завершая встречу, зампрокурора Краснодарского края Игорь Бондар поблагодарил Александра Звягинцева за возможность приобщиться к творчеству, которое заставляет мир прислушаться к урокам истории, а наших соотечественников побуждает знать и ценить героическое прошлое своей родины.
- Исторический процесс, в который вы нас погрузили, наглядно демонстрирует силу воли и характер нашего народа, - подчеркнул он.
Справка "РГ"
Александру Григорьевичу Звягинцеву 75 лет. Он родился и вырос на Украине, с 1970 по 1987 год работал в органах прокуратуры УССР. Затем был приглашен на работу в Москву, где продолжил работу в органах прокуратуры.
С 2000 по 2016 год занимал должность заместителя Генерального прокурора РФ. После ухода в отставку выпустил сотни статей и десятки фильмов, документальных и художественных книг, автор нескольких пьес, спектакли по которым идут на сценах разных российских театров. Ключевой темой творчества писателя и публициста стал Нюрнбергский процесс.