Гергиев представил "Хованщину" Мусоргского в исполнении солистов Большого и Мариинского театров
Спектакль "Хованщина" - больше чем опера. Этой "народной музыкальной драмы", как определял жанр своего сочинения сам автор, не было в афише Большого театра 19 лет. Генеральный директор Большого театра России, художественный руководитель-директор Мариинского театра Валерий Гергиев по случаю 185-летия со дня рождения композитора привез в Москву легендарный спектакль Мариинки 1952 года режиссера Леонида Баратова и также художника Федора Федоровского.
Парадоксально, но историческая постановка потрясла не только масштабом, но и невероятной энергетикой, и актуальностью. Тема вечного народного раскола и бунта - бессмысленного и беспощадного, как неиссякаемого источника терзаний, крови и попытки подняться с колен, заставляет содрогнуться от многих фраз и задуматься об уроках истории.
Эпическая драма начинается с медитативного "Рассвета на Москве-реке", который не только живописует прекрасную картинку природы, но и все же растворяет в ней надежду. И пять с половиной минут музыки становятся камертоном всего, почти пятичасового спектакля в пяти действиях и шести картинах и презентацией совершенно нового, высококлассного звучания оркестра Большого театра, за дирижерский пульт которого впервые в новом статусе встал Валерий Гергиев.
Вечный вопрос: "Ох ты, родная матушка Русь... Кто же теперь тебя, родимую, утешит, успокоит?.." - остается на повестке дня
Как известно, Мусоргский не успел закончить "Хованщину" и партитуры оперы практически не существует, отчего опера подвергалась многочисленным редакциям разных композиторов. В данном случае была выбрана самая "характерная" версия Дмитрия Шостаковича, датированная 1960 годом. И Валерий Гергиев особенно ее чувствует: каждая фраза обретает особую сакральную силу и глубину.
И все же в паре мест - во втором акте и финале оперы - маэстро не идет за Шостаковичем, а смотрит в авторский первоисточник с оглядкой на вариант, сделанный Римским-Корсаковым. И знаменитый хор "Батя, батя, выйди к нам" врезается в память как самый яркий образ внешне музейно-живописного спектакля, под "красочным слоем" которого так много сказано про наш день сегодняшний. И вечный вопрос: "Ох ты, родная матушка Русь... Кто же теперь тебя, родимую, утешит, успокоит?.." - остается на повестке дня.
Условно представленные составы исполнителей можно было поделить на "Мариинский" и "Большой". На практике же "Хованщина" продемонстрировала первый пример коллаборации двух коллективов, что будет наверняка лежать в основе работы двух театров в ближайшие сезоны.
В главных партиях выступили почти три полных состава исполнителей: князь Иван Хованский - Владимир Ванеев, Дмитрий Ульянов, Михаил Петренко; князь Андрей Хованский - Сергей Скороходов, Константин Артемьев, Игорь Морозов; князь Василий Голицын - Евгений Акимов, Илья Селиванов, Олег Видеман; боярин Федор Шакловитый - Алексей Марков, Эльчин Азизов, Владислав Сулимский; Досифей (бывший князь Мышецкий) - Станислав Трофимов, Владислав Попов, Геннадий Беззубенков; Марфа - Юлия Маточкина, Ксения Дудникова, Зинаида Царенко; Сусанна - Алена Диянова, Елена Зеленская; Эмма - Жанна Домбровская, Анна Шаповалова; Подьячий - Андрей Зорин, Игорь Янулайтис.
Все солисты, конечно, звучали по-разному. Но за редким и обидным исключением, на высоком вокально-техническом уровне. Правда, иногда на фоне феноменального оркестра, хотелось от певцов большей харизмы и личностного посыла. И надо заметить, что мариинцы Владимир Ванеев (Хованский) и Станислав Трофимов (Досифей) в этом спектакле смотрелись органичнее москвичей - Дмитрия Ульянова (Хованский), Владислава Попова (Досифей), Ксении Дудниковой (Марфа), души которых, казалось, стремились скинуть эффектные, но все же анахроничные одеяния и парики...
Кстати, уже давно в планах Большого значится премьерная постановка "Хованщины", которую должен осуществить всемирно известный английский режиссер Саймон Монтегю Макберни. Но то пандемия, то и общественные события поставили этот проект на паузу пока ориентировочно до 2026 года.
Между тем
В эти же дни на Новой сцене Мариинки была показана другая знаменитая опера Мусоргского, уже в постановке Большого театра - "Борис Годунов" (также в режиссуре Леонида Баратова и в сценографии Федора Федоровского, но 1948 года) при участии мариинских хора, оркестра и части солистов (за дирижерским пультом - Алексей Богорад). Главной звездой этих гастролей стал Ильдар Абдразаков в образе русского самодержца.