Онегин и ненавистники

Старые они для «юного повесы» и робкой барышни, впервые испытавшей влюбленность. Ну… да, и правда, Онегин изборожден морщинами и почти в каждой сцене выпивает. Но на это перестаешь обращать внимание минуте эдак на пятнадцатой. Актер — замечательный. Режиссер Сарик Андреасян в роли Татьяны снял собственную жену — вот это подарок любимой! Для меня эталон Татьяны — Лив Тайлер в фильме 1999 года с Рэйфом Файнсом (тоже, кстати, весьма «немолодым» Онегиным).

Онегин и ненавистники
© Вечерняя Москва

Ну так вот, что еще говорят? Оставил, дескать, Андреасян только одну линию гениальной энциклопедии русской жизни! Дорогие мои, любимые, а вы много персонажей вспомните навскидку из «Евгения Онегина» — кроме главных четырех героев? Так же, совсем недавно, буквально изничтожали в рецензиях «Мастера и Маргариту» Локшина. Претензии были те же самые: оставил одну только линию, в декорации денег вбухал немерено, создал свою версию великого романа! Но ведь каждый режиссер создает именно свою версию романа. Экранизация в идеале должна вызвать интерес к тексту, к первоисточнику, желание его перечесть.

Стихотворных фрагментов, кстати, в фильме предостаточно. «От автора» читает Вдовиченков, и это большая и яркая отдельная актерская работа. Картинка — великолепна. Все эти луга-леса-яблоки, простор, небеса. Деревья — какие там чудесные деревья, виды Пушкиногорья, липы старинной усадьбы, вековые сосны, которые, может быть, и самого Александра Сергеевича помнят. Снег, засыпающий поля. А потом те же поля уже цветущие; а потом осенний багрец! И скука, и русская извечная тоска, которая способна сломать самого яркого и блистательного остроумца и оптимиста. Время, которое, вот парадокс, тянется — от завтрака до вечера — неизмеримо долго, вдруг оборачивается стремительно пролетевшей жизнью. И вот няня — любимая Светлана Немоляева, она, кстати, в давней советской экранизации 1958 года играла юную Ольгу Ларину. А здесь внимательный зритель может воочию убедиться, как быстротечно время.

На «Онегина» 2024 года можно смело пойти с ребенком-школьником. Все будет понятно, все ясно, прозрачно. Мужчины играют мужчин, женщины — женщин, яблоки собираются в корзинки, а дворовые девки поют, чтобы, значит, не поедали хозяйский урожай во время работы. В чайнике чай. Варенье из крыжовника, с вишневым листом.

Мне почему-то кажется, что Александру Сергеевичу Пушкину экранизация бы понравилась.