"Чайка" Чехова в лодках и опера Верди в "ИКЕА": о спектаклях — номинантах "Золотой маски"

Этой весной фестиваль "Золотая маска" проходит в непривычном формате: спектакли, номинированные на театральную премию, не привезут в Москву. Церемония награждения состоится, предположительно, в мае, но, прежде чем объявить лауреатов, жюри проедет по разным городам России, чтобы увидеть постановки на родных сценах. Рассказываем об отмеченных экспертами спектаклях, которые зрители могут посмотреть в Москве и Санкт-Петербурге.

"Чайка" Чехова в лодках и опера Верди в "ИКЕА": о спектаклях — номинантах "Золотой маски"
© ТАСС

Москва

"Леопольдштадт" (Т. Стоппард)

РАМТ. Режиссер — Алексей Бородин

Алексей Бородин поставил пьесу британского драматурга Тома Стоппарда "Леопольдштадт", которая удостоена премии "Тони" и идет на Бродвее. История семьи Мерцев из Леопольдштадта — еврейского района Вены — перекликается у режиссера с современностью. В начале саги большая и толерантная семья фабрикантов, где супружеские союзы породнили иудеев и христиан, празднует рождество 1899 года. Но сценический круг поворачивается, символизируя ход времени, и атмосфера становится все тревожнее. От семьи, пережившей в 1938 аншлюс и Хрустальную ночь, реквизицию имущества и Холокост, в середине 1950-х остается всего три человека. Один из них, Лео, молод и ощущает себя настоящим британцем — отчасти это автопортрет Стоппарда, поздно узнавшего о своем происхождении. Но можно ли стать своим в другом обществе? Еще одна важная тема спектакля — память, потому что она противостоит смерти.

"Моня Цацкес — знаменосец" (Э. Севела)

Театр "Шалом". Режиссер — Олег Липовецкий

Историю еврея Мони, попавшего в Литовскую стрелковую дивизию, созданную в СССР, а затем в битву на Курской дуге, играют в жанре сторителлинга (у четырех актеров в четыре раза больше ролей). Моня постоянно сталкивается с обстоятельствами, которые грозят ему попаданием в карцер или штрафбат, но благодаря юмору и находчивости, как бравый солдат Швейк, выходит сухим из воды. Актеры не просто отстраненно рассказывают и показывают ситуации, как требует сторителлинг, а мгновенно перевоплощаются, создавая точные и полные юмора психологические зарисовки. Смешного в сюжете и репликах героев так много, что зал постоянно хохочет. И вспоминаются фильмы Чарли Чаплина.

"Генерал и его семья" (Т. Кибиров)

Театр им. Евгения Вахтангова. Режиссер — Светлана Землякова

Спектакль поставила режиссер и педагог ГИТИС Светлана Землякова, известная умением оригинального перевода современной прозы на театральный язык, позволяющий услышать живую интонацию писателя. Действие начинается в аэропорту: 70-е годы, генерал войск противовоздушной обороны, образцовый офицер Бочажок встречает там беременную дочь Аню. Политические убеждения отдалят их друг от друга, закольцовывая финал: генерал навсегда простится в аэропорту с дочерью. Ее отъезд с мужем-евреем в Израиль для Бочажка означает вынужденный уход в отставку. На сцене воссоздана атмосфера 1970-х, игра актеров поражает психологической точностью. 

"Луиза Миллер" (Дж. Верди) 

Большой театр. Режиссер — Георгий Исаакян

"Луиза Миллер" — более ранняя, чем "Травиата", не самая популярная, но от этого не менее красивая опера Джузеппе Верди по сюжету шиллеровской трагедии "Коварство и любовь". Режиссер Георгий Исаакян перенес действие в наши дни. Луиза стала продавцом-консультантом "ИКЕА", дочерью охранника того же магазина. Отец ее возлюбленного граф Вальтер превращен в мэра города, устраивающего конкурс красоты, а соперница Луизы герцогиня Фредерика — в зрелую женщину-вамп, которая пытается заполучить молодого мужа. Хор из крестьян, крестьянок, горожан и остальных героев стоит на верхнем ярусе, превратившись в невидимые ангельские голоса. 

"Нонсенсорики Дримса"

Электротеатр "Станиславский". Режиссер-постановщик, автор либретто — Борис Юхананов

"Нонсенсорики Дримса" — эксперимент Бориса Юхананова, новый "музыкальный сериал" из четырех опер. В основе его либретто — одноименная поэма Юхананова о фантастическом принце Дримсе, которого Создатель отправляет в Москву. Авторы опер — молодые композиторы, с чьими именами связано будущее современной академической музыки: Дарья Звездина, Александр Белоусов, Владимир Горлинский и Кирилл Широков. Опус каждого написан в соответствии с его стилем, но они не могли менять или сокращать текст. Сериал идет четыре вечера, оперы объединяет визуальный ряд: действие происходит в фильме, созданном с помощью искусственного интеллекта и похожем на серию видеокомиксов.

Санкт-Петербург

"Чайка" (А. Чехов)

МДТ — Театр Европы. Режиссер — Лев Додин

Лев Додин в новой версии "Чайки" (прежде он ставил пьесу в 2001 году) сократил число персонажей, передав их текст оставшимся. Действие происходит на глади "колдовского озера", полного шатких лодок. Герои перебираются из одной в другую, рискуя упасть. Здесь все и все на виду — Аркадина (Елизавета Боярская) слушает, как Нина восторженно признается Тригорину в любви, а Треплев бросает ему в лицо: "После Толстого и Тургенева не захочешь читать Тригорина". Все герои — люди талантливые. Додин наделяет каждого призванием — и заставляет принести жертву: Нине, чтобы стать великой актрисой, нужно пережить измену любимого и смерть ребенка.

"Идиот" (С. Саксеев по мотивам Ф. Достоевского)

Театр "Приют комедианта". Режиссер — Петр Шерешевский

Петр Шерешевский продолжает погружение текстов прошлого в современный контекст, чтобы показать, что в человеке осталось вечно, а что изменилось навсегда. Лева (князь Мышкин) здесь редактор, страдающий от непонятной болезни: в моменты приступов он скандирует рэп, Настя (Настасья Филипповна) — приемная дочь олигарха, изнасиловавшего ее в 16 лет. В прологе спектакля она встает с каталки морга. Рогожин — наследник бандитского бизнеса. Перемены оправданы жанром спектакля — "сон" — и обостряют противоречия и темы, поднятые в романе Достоевского: одиночество и обособленность каждого человека, как бы он ни пытался привязать к себе другого, ускользающая любовь и в конечном итоге жизнь. 

"Друг мой" (К. Стешик)

Театр "Суббота". Режиссер — Андрей Сидельников

Сюжет пьесы современного белорусского драматурга Константина Стешика на первый взгляд очень прост: два друга выходят на улицу, чтобы стрельнуть сигаретку. Но путешествие оказывается мистическим и странным. С трех огромных экранов смотрит человеческий глаз, на темном прозрачном занавесе появляются белые силуэты. Героям придется вызвать скорую помощь "порезанному" человеку, лежащему в луже крови, встретиться с другими странными обитателями спальных районов. Поиск сигарет заканчивается посещением больницы, ночь растягивается на целую жизнь: вовремя не остановившись, инфантильные друзья вдруг понимают, что стремительно постарели. 

"Опера нищего" (по мотивам одноименной пьесы Дж. Гея)

Театр "Суббота". Режиссер — Петр Шерешевский

Через 100 лет после Брехта, переписавшего "Оперу нищих" Джона Гея, Шерешевский переносит действие этой пьесы в атмосферу бандитского Петербурга середины 1990-х и сочиняет современный текст, наполнив его иронией и сатирой. Действие, как обычно в постановках Шерешевского последних лет, тут же снимается на камеру и транслируется на большой экран. Мэкки — здесь кличка Михаила Молотова, главаря преступной группировки в малиновом пиджаке. Актеры исполняют хиты 90-х вроде "Владимирского централа" в аранжировке Ванечки ("Оркестр приватного танца"). Часть действий происходит в борделе, но обнаженки на сцене нет. 

"Крысолов" 

"Театро Ди Капуа". Режиссер — Джулиано Ди Капуа

Спектакль итальянца Джулиано Ди Капуа — фантазия по пьесе Марины Цветаевой "Крысолов" и интервью малолетних заключенных, оказавшихся в колониях общего режима, поэтому Крысолов на сцене не появится (периодически мелькают крысиные морды). Постановку играют в катакомбах Петрикирхе, верхняя половина колонн сценического пространства выкрашена в белый цвет, нижняя в черный. Спектакль состоит из отдельных фрагментов, каждый сопровождает живая музыка. Это история о том, почему попытка исправить ребенка с помощью социальной изоляции всегда обречена на провал.

Ольга Романцова