Мировая премьера оперы «Милосердие» по пьесе Николая Рериха (23 марта 2024, «Зарядье»)

23 марта 2024 в концертном зале «Зарядье» состоится премьера оперы «Милосердие». В основу оперы легла единственная дошедшая до нас пьеса художника Николая Рериха, написанная им в ноябре 1917. Ровно через 100 лет, в 2017, пьесу воссоздал Санкт-Петербургский музей-институт семьи Рерихов в содружестве с петербургскими театрами. В год 150-летия со дня рождения Николая Рериха она нашла музыкальное воплощение в сочинении Александра Чайковского. Пьеса «Милосердие» была написана в Сердоболе (ныне Сортавала) на берегу Ладожского озера, куда Рерих по совету врачей переехал в 1916 из Петербурга в связи с затяжной хронической пневмонией, требовавшей перемены климата. Пьеса была написана за 12 дней: с 1 по 12 ноября 1917, под впечатлением от ужасов Первой мировой войны 1914 года – и в дни Октябрьской революции. Написанный в духе древних мистерий текст Н. Рериха о борьбе знания и невежества за культуру положил на музыку Александр Чайковский. Композитор отметил, что работа была сложной, но невероятно интересной, а текст «Милосердия» произвел на него ошеломляющее впечатление. «Пьеса Рериха очень драматичная, она о войне, о философских проблемах мира. По сути, это притча-былина, которая особенно актуальна в связи с сегодняшними событиями. Либретто мы создавали вместе с Николаем Денисовым на основе пьесы. Для музыкального театра понадобилось добавить лирическую интригу и женские партии, ведь опера не может существовать без женского голоса. Мы вписали историю любви в сложнейший текст Рериха. С точки зрения композиторских приемов в опере используются многие выразительные средства: соединяются приемы электронной музыки с атональной, традиционной и даже с рок-музыкой», – рассказал Александр Чайковский. На сцене Зала Зарядье премьера оперы состоится в концертном исполнении с использованием мультимедийных эффектов. Первым исполнителем произведения станет Государственный академический симфонический оркестр под управлением Михаила Татарникова. Авторы и продюсеры проекта – Фонд поддержки классического музыкального искусства F.E.S. и Санкт-Петербургский государственный музей-институт семьи Рерихов. По материалам пресс-службы концертного зала «Зарядье» Дорогие наши читатели, коллеги, друзья! Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах. Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»! Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения». Также вы можете поддержать наше издание финансово. ПОДДЕРЖАТЬПОДПИСАТЬСЯ «Музыкальное обозрение» в социальных сетях