В Москве проходит XVIII фестиваль "Виртуозы гитары"

Каждый год в середине марта в Московской филармонии царит настоящий праздник гитарного искусства. Начиная с 2006 года, здесь проходит московский международный фестиваль "Виртуозы гитары" - один из наиболее значимых форумов классической гитары в мире. На сцене объединяются столичные виртуозы и зарубежные знатоки исполнительства, которые представляют шедевры гитарного репертуара, авторские переложения для этого инструмента, а также российские и мировые премьеры.

В Москве проходит XVIII фестиваль "Виртуозы гитары"
© Российская Газета

За годы существования фестиваля музыка для гитары перестала ассоциироваться у многих лишь с бардовскими песнями: слушатели убедились, что гитарное искусство может быть высоким. Управляет этой гитарной феерией бессменный основатель фестиваля, выдающийся гитарист Артем Дервоед. В этом году он также дал возможность выступить и своим молодым коллегам: в Камерном зале филармонии стартовал абонемент "Новые имена классической гитары".

Свое совершеннолетие фестиваль встречает в кругу признанных мастеров гитарного искусства - таких, как Артем Дервоед, Дмитрий Илларионов и Ровшан Мамедкулиев, к которым присоединились успешная молодая виолончелистка Анна Кошкина и одна из звезд недавнего конкурса Чайковского, скрипачка Елена Таросян. В программе по традиции объединились классические для гитарного репертуара произведения, как, например Большая Увертюра основателя гитарной школы XVIII века Мауро Джулиани, сочинения латиноамериканских композиторов XX века (Вилла-Лобос, Таррега, Барриос), так и сочинения ныне живущих авторов Херардо Тамеса и Стивена Госса. Гитара предстает и сольно, и в дуэтах, что дает возможность показать исполнителям неисчерпаемые возможности ее звучания, продемонстрировать ее "голос" каждый раз по-новому, показать неожиданные перевоплощения инструмента и раскрыть богатство специфического тембра.

Открытие "Виртуозов гитары" словно аккумулировало в себе репертуарную политику и творческие установки фестиваля. В Концертном зале Чайковского прозвучала и гитарная классика, и сочинение современного композитора, заказанное специально для этого вечера, и авторская переработка сочинения, написанного для гитары. Несколько неожиданным показался выбор первого произведения - симфонической фантазии "Ночь на лысой горе" Мусоргского, в партитуре которой и близко нет гитары и даже каких-либо близких к ней по звукоизвлечению струнных. Возможно, эта экспрессионистская картина шабаша ведьм понадобилась для того, чтобы подчеркнуть мастерство и ансамблевую стройность Госоркестра имени Светланова - неотъемлемого участника концерта-открытия. Французский дирижер Клеман Нонсье, чья карьера в России набирает стремительные обороты, собрал этот кажущийся на слух хаос медных, духовых и струнных в единое стройное целое, и оркестр воспроизводил партитуру с неистовым размахом.

Впрочем, погружение в потусторонний мир на этом не закончилось: его продолжила фантазия для гитары с оркестром Dies Irae маститого гитариста и композитора Никиты Кошкина. Известная тема средневекового хорала трансформировалась едва ли не в каждом такте, звучала то иронично, то саркастически, то драматично, то лирически. Артем Дервоед, солировавший в этом полистилистическом опусе, заставил гитару едва ли не разговаривать человеческим языком, настолько выразительным был его инструмент в монологах на фоне оркестра.

В самом конце фантазии на сцене вдруг появился человек в сиреневой мантии - мастер горлового пения Юрий Наумкин, который выдал нечто, похожее на ритуальное заклинание. Исчез он также быстро, как и появился, оставив после себя нотку недоумения и смешанных чувств, которые, впрочем, здесь были уместны. А во второй половине вечера своим виртуозным искусством публику порадовали приглашенные музыканты - бразилец Яманду Коста и мексиканец Пабло Гарибай. Первый исполнил трехчастный цикл "Концертные острова", свою аранжировку уже существующей партитуры Серджиу Ассада, а второй - один из главных "хитов" гитарного репертуара, "Аранхуэсский концерт" испанского классика Хоакина Родриго: оба заставили сердца биться в такт ритмичной, колоритной и такой далекой от нас музыке.