"Под двумя небесами". Премьера фильма о синхронном плавании прошла на выставке "Россия"

МОСКВА, 21 марта. /ТАСС/. Премьерный показ фильма "Под двумя небесами" - первой художественно-документальной картины о синхронном плавании - прошел в среду на Международной выставке-форуме "Россия". Идейным вдохновителем проекта выступила трехкратная олимпийская чемпионка Мария Киселева, режиссером картины стал Виталий Минорский, автором сценария - Михаил Палатник.

В основу ленты легла история побед российского синхронного плавания, объединенная с шедеврами русской классики. Основным рассказчиком и главным героем стала главный тренер сборной команды по синхронному плаванию, заслуженный тренер России Татьяна Покровская, актерами - олимпийские чемпионки по синхронному плаванию и чемпионы мира Светлана Ромашина, Светлана Колесниченко, Алла Шишкина, Мария Шурочкина, Влада Чигирева, Елена Прокофьева, Марина Голядкина, Варвара Субботина, Дарина Валитова, Майя Дорошко, Александр Мальцев.

"Мне не важно, какие они получили оценки, мне важно, чтобы понравилось мне, чтобы я испытала чувство, что мы сделали все, и чтобы выглядели они лучше всех", - с этих слов Покровской началось ее повествование в кинокартине.

"Это сложно и ужасно - ты находишься на большой задержке дыхания. Если это соло, то им, как они говорят, одиноко, очень одиноко - ты одна на большой акватории воды, и особенно под водой. С этим вроде бы как полегче, когда рядом с тобой подруга, коллега, а в группе это вообще ужасно, потому что без муштры никуда, чтобы все восемь, а то и десять человек все делали синхронно", - рассказала Покровская.

Благодаря Покровской зрителям фильма становится понятно, что спортсменок с приблизительно одинаковой техникой найти нельзя: "И вот начинается отбор. Может, девочка имеет прекрасные ноги, она может хорошо вести себя на суше или в зале, она может даже хорошо плавать, а вот когда она встает с группой, не может. А еще она может не слышать музыку, как слышат все остальные".

Для попавших в синхронное плавание вода становится привычной средой. "Они как дельфины, это для них нормальная среда, а когда они выходят [из воды], мерзнут. Они столько лет живут в воде, как человек-амфибия, поэтому вода - это их стихия. И вместе с тем это творчество", - говорит Покровская. Рассказала она и о сложностях, с которыми приходится сталкиваться ее спортсменкам: "Нужна скорость, нужна близкая работа на воде, и ведь никто не задумывается, когда близко девочки работают, им мешают руки, мешают ноги. Никто над этим не задумывается, но это тоже отрабатывается".

Шагал и Малевич в водном Зазеркалье

Авторы киноленты нашли необычный ход - помимо кадров тренировок сильнейших российских синхронисток, в фильме можно увидеть, как они воплощают свое видение русской живописи и балета в воде, создавая мировые шедевры от "Черного квадрата" Малевича до васнецовской "Аленушки", от "Над городом" Шагала до народного танца "Березка" или "Девочки с персиками" Валентина Серова, от "Танца маленьких лебедей" до практически копии врубелевской "Царевны-Лебеди" в исполнении Светланы Ромашиной. И каждый из воплощенных образов зал сопровождал громкими овациями - мастерство чемпионок, прекрасная операторская работа Олега Герасимова, подводные звуки и магия водного Зазеркалья создавали эффект, действие которого можно ощутить только увидев все это своими глазами.

После показа Светлана Ромашина рассказала, что перед началом работы в фильме ей показалось, что съемки должны были проходить достаточно легко: "Мы же профессионалы, мы умеем в воде все. Но когда ты надеваешь такие костюмы, когда ты пытаешься изобразить картину под водой, ты понимаешь, что этому надо учиться. Нужно еще дольше задерживать дыхание, потому что пока ты опустишься, пока опустится твоя юбка, пока девочки тебе помогут это все расправить..."

Ромашина поделилась секретом - к ее роскошному платью "Царевны-Лебеди" были прикреплены несколько грузов, чтобы во время съемок оно не всплывало на поверхность: "Очень много моментов остается за кадром. В моем образе "Царевны-Лебеди" ко мне было привязано я даже не знаю сколько килограммов груза, чтобы погрузиться и в момент запечатлеть эту картину. А потом нужно было еще обратно всплыть, но для этого все были рядом, девочки помогали, но это был огромный труд, колоссальная работа".

В танце "Березка" спортсменкам пришлось выступать в платьях, к низу которого были прикреплены металлические обручи, которые они придерживали ногами. Непросто было с костюмами и в "Танце маленьких лебедей" - "русалки" следили за красотой и синхронностью исполнения, контролируя балетные пачки.

Мария Шурочкина рассказала, что вода в три раза замедляет движения: "Даже когда мы улыбаемся, мы делаем это медленно. У меня была картина "Аленушка", мы ее с Мариной Голядкиной показывали. Режиссер говорил мне: "Маша, прижми юбку, Маша, опусти голову, Маша, смотри в ту точку". И все это в одну секунду, а еще надо и воздух выдохнуть. Но ты смотришь на экран, и ощущения, что это было сложно, нет".

"Голос, возвращающий в реальность"

Трехкратная олимпийская чемпионка Ольга Брусникина после показа призналась, что хорошо помнит ощущения, когда она, будучи синхронисткой, по 12 часов проводила вниз головой: "Когда ты вниз головой проводишь по 12 часов, то действительно видишь мир под двумя небесами. Сквозь эту красоту, которую мы видели, через картины, через балет, через художественный посыл мы слышали голос Татьяны Николаевны, которая всегда вернет себя в реальность, чтобы добиться того, чего она хочет. Потому что это тренер, действительно великий человек, это легенда".

Присутствовавший на премьере министр спорта России Олег Матыцин после показа отметил, что в фильме для него соединились уважение к искусству, любовь к своему виду спорта и друг к другу. "Мне пришли на память слова сказки: "Если ты любишь тех, кто рядом, то ты действительно можешь творить чудеса". Мне кажется, что это и было воплощение этих слов. Когда создаются такие шедевры, не побоюсь этого слова, они вдохновляют людей. Я очень рад, что этот фильм стал в ряд со многими другими произведениями о российском спорте, о советском спорте. Сегодня как никогда важно воспитывать детей на этих традициях", - подчеркнул Матыцин.

Мария Киселева в общении со зрителями порадовала новостью: "У нас готова и написана сценарная заявка на художественный фильм. Я надеюсь, что после премьеры этого художественного-документального фильма мы все вместе сможем дойти до того момента, когда мы будем собираться на премьере "полного метра".