Фото: Jakob Owens, unsplash.com

– МОТОР! НАЧАЛИ! – кричит режиссер. – «Живи и помни», сцена двадцать пятая, дубль второй! – тараторит девушка-ассистент оператора и что есть силы ударяет хлопушкой. С этого ритуала вот уже более ста лет начинается любое кино. И клип, и рекламный ролик – что угодно. Хлопушка появилась практически одновременно с кинематографом – в начале XX века, сразу после того, как число кадров стало внушительным и режиссерам надоело их пересматривать. НУМЕРАТОР нужен для учета отснятого материала, чтобы правильно смонтировать фильм. Для этого на нем пишется название фильма, фамилия режиссера, оператора, номер сцены и кадра, день съемки и другая служебная информация.

В эпоху немого кино будущая хлопушка представляла собой просто черную дощечку, на которой мелом писали название фильма и номер кадра. Звука не было, поэтому она не хлопала. А черно-белой была не просто так: на негативной пленке, как известно, белый цвет становится черным, а черный – белым. Хлопушка белого цвета (они появились позднее) нужна для позитивной кинопленки, в которой все с точностью до наоборот. Белыми нумераторами часто пользуются и сейчас, с появлением цифровых камер (в этом случае речь тоже идет о позитивном изображении).

В 1927 году, когда был снят «Певец джаза» – первый полнометражный фильм со звуком, режиссеры задумались о необходимости синхронизирования звуковой дорожки с видеорядом. И решение быстро нашлось – его предложил глава киностудии Efree Studio по имени Фрэнсис Уильям Трингстарший. Перед кадром стал выходить второй человек (первый держал дощечку с номером кадра) – с двумя брусками (скрепленными шарнирами), которыми он щелкал. В те годы подобные хлопушки еще не были столь распространены, и вместе с доской (которая еще, по сути, не была хлопушкой) в кадре сначала звенел звонок, а потом давался световой сигнал (это делалось при помощи специальных электрических устройств). Но при работе на природе такая система не работала, так что ручная хлопушка все же победила. Тогда это была еще «разъемная» хлопушка: дощечка отдельно, бруски – отдельно. Ужасно неудобно! И первым, кто устал от этого, был английский актер и продюсер Леон М. Леон, который работал на старейшей голливудской студии Universal. Он просто нашел плотника, и тот прибил бруски к доске. Так и родилась бессмертная хлопушка.

commons.wikimedia.org В 1970-х годах во время съемок триллера «Челюсти» Стивена Спилберга использовалась хлопушка, у которой рейки соприкасались по типу острых зубов. Так появилась мода на стилизацию хлопушек.

Современные технологии съемки позволяют обходиться и без хлопушки: отделить один кадр от другого, сделав стартовые разметки, не составляет труда. А вот систематизация отснятого материала без нее все же затруднительна, поэтому режиссеры пользуются старыми добрыми дощечками по сей день. Сегодня, правда, они в основном пластмассовые, а не деревянные (вместо мела используется маркер или бумажный скотч, на котором пишут обычным маркером). А то и вовсе – цифровые, на которых не надо ничего писать: вся нужная информация высвечивается на доске сама. Бывают и прозрачные нумераторы – из оргстекла, чтобы не использовать дополнительное освещение.

«Терминатор 3: Восстание машин»

Размер современной хлопушки уменьшился по сравнению с прежним – в метр шириной (хотя были компактные нумераторы). А вот положение рейки у хлопушки бывает разным – как сверху, так и снизу: кому как удобнее. Рейка хлопушки окрашена на манер палочки гаишника неспроста – это нужно, чтобы хлопушку можно было различить в любых условиях и при любом освещении.