Теорема, у которой нет решения. На экранах драма "Теория простых чисел"

Кинодрама француженки Анны Новион "Теория простых чисел" в международной критике встречена довольно кисло - поэтому я смотрел ее с нарастающим интересом. Ее упрекали в предсказуемости - ведь чем все кончится мы знаем и по тысячному варианту "Отелло". Зато непредсказуемым оказался характер героини - Маргерит Хоффманн, аспирантки парижской Высшей нормальной школы, заведения, из которого вышли десятки будущих нобелевских лауреатов.

Теорема, у которой нет решения. На экранах драма "Теория простых чисел"
© Российская Газета

Девушка из разряда тех, кого прежде называли "синий чулок": она с детства живет в мире цифр и формул, ничего не замечая за пределами любимой математики. Ученые ее считают выдающимся талантом: доказав неподдающуюся теорему Семериди, она теперь посягает на тернарную проблему Гольдбаха, доказать которую до сих пор не удалось никому. Но в момент ее почти созревшего триумфа ее молодой коллега Лукас, недавно переведенный из Оксфорда, вдруг замечает ключевую ошибку, обрушившую весь ее многомесячный труд. И научный руководитель героини знаменитый профессор Вернер (Жан-Пьер Дарруссен) теряет к ней интерес, чего она ему уже не простит.

Вообще, она злопамятна, всегда хмура, подозрительна и к нормальной жизни явно не приспособлена - просто не знает, как она, жизнь, устроена. Никогда не тусовалась, не танцевала, не развлекалась и не думала о любви - привыкла к мысли, что у нее своя, особая судьба математического гения. Не заморачивалась и со своей внешностью: носила скрученные проволокой очки и на интервью приходила в домашних тапочках - они удобные. Зато в математических науках набрала мощный взлет: от нее все ждут мировых открытий.

Неудача ее оглушила, сбила на лету, она сломалась и решила со всем этим разом покончить - и с математикой, и амбициями. Ушла из гениев в продавщицы обуви, снимает квартиру на паях со случайно встреченной многоопытной танцовщицей, а чтобы добыть денег, свой вычислительный талант употребляет на подпольную игру в китайский маджонг, где постоянно выигрывает.

Да, зрителю фильма легко предугадать, что именно маджонг поможет героине найти правильный ход и в поисках решения Гольдбаха, а к финалу девушка найдет и свою любовь - кино без хэппи-энда уже не совсем кино. Вопрос ведь не том, чем все кончится, а в том, как поведут себя персонажи, как справятся со своими проблемами, как меняются их характеры. И как, наконец, все это разыграют актеры с режиссерами. Вот это и заставляет следить неотрывно за эволюцией Маргерит в талантливой трактовке актрисы Эллы Румпф. Она почти не покидает экран, она безраздельно владеет нашим вниманием, потому что фильм - о ней. Этот сюжет пробуждения в чем-то нечеловеческом - в "сухаре", в неистовой "эмансипе", в упертой "мымре" - человек всегда предсказуем и всегда увлекателен. Будь то героиня Эммы Стоун в "Бедных-несчастных" или Алисы Фрейндлих в "Служебном романе".

Маргарет жила в своем запаянном мире. А теперь из этого другого измерения она входит в нормальный человеческий быт, ничего не зная и не умея, в совершенстве владея лишь искусством математического анализа. С собеседником она говорит бесстрастно и убежденно, как не умеющая сомневаться в себе вычислительная машина. Ее взгляд исподлобья пытлив, как у экспериментатора. Ее ответы прямолинейны и односложны - разглагольствовать некогда. Но, как компьютер, впитывающий новую для него информацию, она может самообучаться. Впервые услышав за стенкой звуки оргазма и посетив ночной бар, она попробует исследовать и этот новый свой опыт, обезоруживая выбранного наудачу партнера наивной напористостью. Услышав упрек в непроницаемой замкнутости, внесет в свое поведение необходимые коррективы. Это постепенное превращение отрешенной от всего сущего трудолюбивой Золушки в нормальную, способную желать и чувствовать принцессу - сюжет вечный, его действительно не любят критики, но любят зрители, а это важнее.

Элла Румпф ведет свою роль безупречно, в совершенстве зная такой человеческий типаж, передавая его особую, чуть неуклюжую пластику, его упрямство как средство самозащиты, его угловатую резкость, за которой скрыты разъедающие душу комплексы. Значительную часть времени героиня проводит за безразмерной грифельной доской, уверенно выписывая формулы; потом этот своеобразный монолог переплавится в азартный диалог, фехтование строчками формул, логику которых видят только эти двое. Возможно, знаток теории чисел найдет здесь бездну нелепостей, но это совершенно неважно - в конце концов, и сенсационный научный прорыв Маргарет в новое знание в реальности еще не состоялся. Важно, что в этом процессе есть мощная драматическая напряженность - большинству из нас, невежд, непонятная, но захватывающе передаваемая актрисой и ее партнером Жюльеном Фрисоном в роли Лукаса.

Режиссер Анна Новион к финалу не отказывает себе в удовольствии перевести рационалистичный сюжет в нечто иррациональное - испещряющие все вокруг формулы образуют подобие загадочных, миражных, танцующих орнаментов, а серебристый саундтрек Паскаля Бидо, поразительно напоминающий по стилю музыку Марины Собяниной к "балету-хору" "Анри", переводит все действо в заоблачные выси, ведомые только ученым и ангелам.

В оригинале фильм называется "Теорема Маргериты" - это рассказ о личной проблеме героини и о поисках ее решения. Российское название "Теория простых чисел" тоже несет свой двоякий смысл: на поверку, математические теории пугающе сложны, но и числа, которые все время подкидывает нам жизнь, не так просты, как кажутся.