Исполняется 50 лет со дня премьеры самой трюковой комедии Эльдара Рязанова
Съёмки самой трюковой комедии Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России» (12+) дались ему, пожалуй, тяжелее остальных. Возможно, сказалось, что снималась картина совместно с итальянскими кинематографистами. Как разница менталитетов и взглядов влияла на работу? Кто из актёров так и не снялся в фильме? И почему Рязанов объявлял забастовку? В канун 50-летнего юбилея знаменитой комедии мы решили рассказать, как она создавалась. Разные взгляды Как рассказывал нам в своё время сам Эльдар Рязанов, идея снять фильм совместно с итальянцами родилась у него под воздействием неореализма. Однако заявку комедии под названием «Спагетти по-русски» в Кинокомитете завернули, сочтя, что итальянцы выглядят слишком отрицательно. Вновь о ней вспомнили когда выяснилось, что итальянская фирма «Дино Де Лаурентис» вместе с Сергеем Бондарчуком снимавшая «Ватерлоо» (12+), осталась должна «Мосфильму» кругленькую сумму. Вернуть долг можно было только за счёт новой совместной постановки. Желательно комедии, не требующей больших постановочных затрат. Тут-то киноначальство и вспомнило про «Спагетти по-русски». Сценарий картины Рязанов с Брагинским писали с итальянскими соавторами Франко Кастеллано и Джузеппе Пиполо, снявшими позже «Укрощение строптивого» (18+). Тут-то и начались первые разногласия. Рязанов хотел снять комедию вроде «Полицейских и воров» (12+) или «Берегись автомобиля» (12+). В роли плута Джузеппе он видел знаменитого итальянского актёра Альберто Сорди, а на милиционера Васильева планировал пригласить Иннокентия Смоктуновского. А итальянцам хотелось снять лёгкую трюковую комедию. В результате сценарий претерпел серьёзные изменения и вместо «Спагетти по-русски» стал называться «Приключение итальянцев в России». От идеи Рязанова снимать звёзд итальянского кино пришлось отказаться – продюсеры не хотели тратиться. На главные роли утвердили малоизвестных актёров. У Антонии Сантилли, сыгравшей Ольгу, вообще не было актёрского образования. Она снималась в нескольких эротических фильмах и заменяла Орнеллу Мути в откровенных сценах. Поскольку интонация будущего фильма изменилась, на главную роль вместо Иннокентия Смоктуновского был приглашён Андрей Миронов. Евгений Евстигнеев и Ольга Аросева были утверждены без проб. Итальянская сторона старалась экономить на всём. Костюмы, за которые отвечала фирма Лаурентисов, расползались по швам. Во время одной из сцен брюки актёра, игравшего Мафиозо, лопнули, и доигрывал он в драных штанах. «Нужно было приложить много усилий, чтобы найти в Италии такое гнильё!» – возмущался позже Рязанов. В Италии, где снимались все заграничные сцены, съёмочную группу поселили в третьеразрядной гостинице, в 20 километрах от центра, и разместили в крохотных номерах без элементарных удобств. Возмущённый Рязанов объявил забастовку и отказался выходить на съёмки. «Не распаковывал чемодан, не брился. Лежал на кровати, несчастный, но непреклонный. Рядом на столике валялся тюбик с валидолом», – вспоминал он в своей книге. Пришлось вызывать владельца фирмы Де Лаурентиса и других представителей компании. После продолжительного совещания в крошечном номере с лежащим Рязановым удалось добиться смены гостиницы, нормальных съёмочных условий и даже вызова художника по костюмам и ассистента режиссёра, которых итальянцы по скупости вычеркнули из списка. Опасный поворот Все трюки в картине выполнялись вживую, без комбинированных кадров. Так, перелёт «Жигулей» через реку снимали с помощью трамплина, на котором разгонялся гонщик. Бензоколонку, которая взрывалась от выброшенной Мафиозо в окно поезда сигары, построили специально. Выглядела она настолько реалистично, что проезжавшие мимо водители даже пытались на ней заправиться. Поскольку снять взрыв возможно было только один раз, по всему периметру съёмочной площадки поставили шесть камер, которые тщательно фиксировали происходящее с разных ракурсов. Трюк с разведённым мостом, когда герои перепрыгивают с одной его стороны на другую по крыше идущего под мостом теплохода, готовили около месяца. Высчитывали высоту прыжка, угол падения. На пару метров нарастили высоту капитанской рубки у теплохода. По словам Рязанова, это был единственный трюк, который за актёров выполняли дублёры. Однако для крупного плана Миронова всё же пришлось подвесить над рекой на разведённом крыле моста, высота которого равнялась примерно 15-этажному дому. «Висеть было страшно. Андрей изо всех сил пытался взобраться на мост по-настоящему. Мне кажется, что крупный план Миронова получился довольно убедительным», – вспоминал потом режиссёр. Миронов, кстати, много трюков выполнял самостоятельно – спускался по ковровой дорожке с шестого этажа ленинградской гостиницы «Астория», плавал под водой, нырял с катера в реку, перебирался с лестницы пожарной машины на крышу «Жигулей»… Трюк с посадкой самолёта на шоссе Рязанов придумал специально, чтобы поразить итальянских коллег. В мировом кино до того времени ничего подобного не снималось. Чтобы посадить Ту-134, толщина бетона или асфальта должна была быть 70 – 80 сантиметров. Обычных шоссе с таким глубоким покрытием не существовало. И тогда Рязанов решил сажать самолёт на взлётную полосу, но замаскировав её под шоссе. Для этого пришлось убрать все опознавательные знаки, прожекторы и прочее авиационное оборудование. На самой полосе начертили разделительные линии, как на обычных дорогах Но главная сложность заключалась в том, что самолёт надо было посадить среди едущих автомобилей. Выполнить трюк на свой страх и риск согласился замначальника школы Ульяновского аэродрома Иван Таращан. Единственным условием было, чтобы машины на лже-шоссе были только легковые, а за рулём сидели исключительно лётчики, которым было бы легче сориентироваться в подобной ситуации. В результате Таращан целых шесть раз сажал самолёт среди сновавших навстречу друг другу легковушек. Сцену проезда Ту-134 по улице города вместе с обгоняющими его автомобилями снимали на резервной полосе аэродрома. Здесь специально построили декорации домов, установили светофоры, посадили деревья, даже киоски «Союзпечати» и бочку с квасом привезли для большей достоверности. Львиная доля Льва Кинга привезли в Ленинград из Баку. Он был домашним – жил в семье Берберовых, которые прославились на всю страну своим квартирным зверинцем, и плохо поддавался дрессировке. Хотя лев был сыт и ленив, актёры боялись сниматься с ним. Тем более, что на первых же совместных съёмках он схватил итальянского актёра передними лапами и поцарапал ему спину. Ситуацию спас дрессировщик, который дублировал Евстигнеева. Он вскочил с инвалидной коляски и огрел льва костылём. А на следующий день со львом предстояло сниматься Андрею Миронову. Тот мужественно сделал три дубля. Хотя, по словам Эльдара Рязанова, на лице прославленного актёра отражался искренний страх. К сожалению, работа в «Итальянцах» стала последними днями жизни льва. На время съёмок его разместили в пустующей школе, во двор которой как-то забрёл студент со своей девушкой. Лев набросился на него. Девушка принялась истошно звать на помощь. Прибежавший на место милиционер Александр Гуров разрядил в Кинга, трепавшего студента, всю обойму. Говорят, что водитель скорой помощи, отвозивший изуродованного львом парня, слёг на две недели с тяжёлым психическим расстройством. …Когда фильм был готов, итальянские продюсеры хотели продать его американцам. Но тех не устроило отсутствие в картине звёзд, которые обеспечили бы прибыльный прокат. Не имела большого успеха картина и в Италии. А вот в Советском Союзе «Итальянцы» вошли в тройку лидеров проката. Но трюковых комедий Эльдар Рязанов с тех пор не снимал. И хотя картина по-прежнему любима зрителями, всенародную славу великому режиссёру принесли всё-таки психологические комедии. Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, что в прокат вышел фильм «Немая жизнь» (18+), в котором впервые в Голливуде русский актёр сыграл положительную главную роль.