Войти в почту

Весь Стравинский: 1917-1918

Второй сезон авторского цикла "Весь Стравинский" предложил слушателям очередную программу, составленную из нечасто исполняемых опусов композитора. Творчество драматического периода жизни Стравинского, отъезда из России, совсем нерадужного начала эмиграции, всё же сохранило необходимый позитив великолепия его музыкального гения. Ярослав Тимофеев, ведущий вечеров своего проекта, в 2014 году защитил кандидатскую диссертацию, посвящённую композиторской личности Стравинского. Глубокое погружение автора лекций в мир любимого героя всегда передаётся меломанской аудитории, уже давно ставшей поклонницей выступлений Тимофеева и высоко оценившей данный цикл своим многочисленным присутствием. Обстоятельные и интересные ликбезы от Ярослава и на этот раз поведали истории появления выбранных для программы сочинений. Ведущий смело посвятил публику в музыковедческие сложности композиторского стиля, не делая скидку на неопытных зрителей. "Песня волжских бурлаков" - обработка русской народной песни "Эй, ухнем" для духовых и ударных инструментов (1917) - сочинение, написанное композитором за одну ночь. На оригинальной партитуре Стравинский пометил "Гимн новой России" - страны, находящейся в тот момент на перепутье меж двух русских революций 1917 года после отречения царя Николая II. Это очень короткий марш, изобилующий вертикальными гармоническими построениями, консонансными интервалами, звучащими абсолютно диссонантно. Гимн вызвал неуютно-напряжённое эмоциональное впечатление. Примечателен последний аккорд - не совсем даже тоника. По метафоре Тимофеева, "съехавший" с гармонии верхний звук напоминает покосившийся крест на храме. Гораздо позже Стравинский, дирижируя концертами, часто брал этот гимн в качестве биса. Молодой дирижёр Фёдор Безносиков заменил заболевшего коллегу Алексея Рубина, готовившего эту программу, за три дня до концерта. Испытание Стравинским стало дебютным выступлением Фёдора с прославленным ГАСО им. Е.Ф. Светланова. Дирижёр признался, что после звонка организаторов с предложением замены учил партитуры 14 часов подряд. Музыкант впервые дирижировал сочинениями Стравинского. По началу не совсем уверенно, но потом вполне достойно маэстро провёл концерт. "Рэгтайм" для 11 инструментов (1918) прозвучал вторым номером. Появление на свет этой небольшой композиции обязано влиянию модного тогда афро-американского искусства, которого не избежали многие композиторы. В партитуре Стравинский насладился "рваными" синкопами от души. "Песня соловья" (1917) - единственная симфоническая поэма в композиторском наследии по собственной опере "Соловей" (1914). Это некий конспект оперы, как отметил Тимофеев. Хореограф Леонид Мясин поставил одноактный балет на эту восхитительную во всех смыслах музыку: колористически яркую, темброво выразительную, отсылающую к китайским мотивам. Светлановцы в полном составе и их молодой предводитель Безносиков были на высоте исполнения. Второе отделение вечера заполнила "Сказка о беглом солдате и чёрте, читаемая, играемая, танцуемая" (либретто Шарля Фердинанда Рамю, перевод Михаила Савченко, 1918). На момент написания шла Первая мировая война, автору было 36 лет, половину жизни он прожил в XIX веке, другую XX столетии, которое провозгласит его музыкальной иконой. А пока он и семья бедствуют, композитор пытается заработать на пропитание. Сочиняет "Сказку" для семи инструментов, чтобы с небольшим ансамблем ездить по Швейцарии и давать представления. Скрипка, контрабас, кларнет, фагот, труба, тромбон и ударные представляют высокий и низкий голос каждой группы инструментов симфонического оркестра. Скрипка олицетворяет душу солдата, ударные - чёрта. Был сыгран только один концерт, вся труппа заболела испанкой, ко всем бедам добавилась пандемия болезни. Но "Сказка" навсегда вошла в историю, как пример композиторской находчивости, свойственной Игорю Фёдоровичу, неофольклористу и революционеру в музыке. Режиссёр Виктор Рыжаков (чтец), Юлия Хлынина (чёрт), Евгений Цыганов (солдат) вели повествование. Музыкальные номера часто в маршевом антураже сопровождали ходьбу служивого, а соло скрипки были характеристикой образа солдата. Изломанный вальс звучал в драматургической кульминации, в которой громкие ударные рисовали прыжки вертевшегося чёрта. "Весь Стравинский" - просветительский проект Московской филармонии - уже второй год вызывает неизменный интерес у слушателей. Яркие участники программ авторского цикла Ярослава Тимофеева раскрывают композиторскую и человеческую личности Игоря Стравинского во всей мощи русского гения.

Весь Стравинский: 1917-1918
© Ревизор.ru