Алексей Учитель рассказал, как снимали фильм «Летучий корабль»

Премьеру современной версии «Летучего корабля» ждали с любопытством. Тому причиной и популярность самого мультфильма, и обилие звёздных имён в титрах. К тому же снимала картину студия знаменитого режиссёра Алексея Учителя, который раньше не был замечен в любви к детским сказкам. Насколько трудно было превратить мультфильм в полнометражную картину? Почему в фильме играет Полина Гагарина и поёт Анна Пересильд? И как он относится к своим детям? Об этом и о многом другом мы поговорили с самим Алексеем Учителем. Игра по правилам – Как родилась идея снять киноверсию «Летучего корабля»? Насколько сложно было превратить его в полнометражный фильм? – Сейчас большим вниманием и спросом пользуются фильмы, которые делают по знаменитым мультфильмам-сказкам. Поэтому эта идея родилась сама собой. Выбор пал на «Летучий корабль», потому что этот мультфильм любим и мною, и Ильёй – режиссёром этой картины. А вот сделать из короткого мультфильма большое кино, создать увлекательный сценарий, который намного дольше по времени, придумать дополнительных героев и сюжетные линии для них было задачей не из лёгких. – Вы специально взяли на главные роли малоизвестных актёров? Для вас было принципиально, чтобы в кадре были не примелькавшиеся лица? – Дело не в принципе, а в том, что это роли для действительно очень молодых актёров, и среди них знаменитостей у нас не так много. Мы искали харизматичных и талантливых. Александр Метёлкин, сыгравший у нас главную роль, проходил на пробы восемь месяцев, прежде чем его утвердили. Он настолько проникся нашим проектом, что они с женой даже решили назвать новорождённую дочку Забавой. Ксения Трейстер тоже невероятно талантлива. Я впервые увидел её в спектакле «Война и мир» в Вахтанговском театре. Она тогда ещё была третьекурсницей Щукинского училища, и меня поразило, как она играла Наташу Ростову. Уверен, её ждет ещё много замечательных ролей в театре и в кино. Нам вообще удалось собрать совершенно уникальный актёрский ансамбль. С одной стороны, молодые таланты, а с другой – уже признанные звёзды: Леонид Ярмольник впервые в своей биографии сыграл Царя, Сергей Гармаш исполнил роль Водяного в анимированном образе и спел его легендарную песню, Фёдор Добронравов тоже выступил в неожиданной для себя роли Полкана. Очень же интересно видеть любимых артистов в новых образах, смотреть, как они идут по непроторённым для себя тропам. Роль ведьмы Леди Джейн писалась специально под Полину Гагарину. Мало кто, кстати, знает, что она окончила актёрский факультет и по образованию является актрисой. У нас она впервые предстала в такой большой роли, и она ей очень удалась, на мой взгляд. Новый взгляд – Автор мультфильма «Летучий корабль» Гарри Бардин очень болезненно отреагировал на выход фильма. Он заявил, что ему не было ничего известно о съёмках, он считает это хамством, смотреть не будет и вообще в гробу видал. Как вы считаете – у него на самом деле есть повод для обид? – Существуют определённые правила игры, и мы им следовали неукоснительно. Права на советский мультфильм принадлежат «Союзмультфильму», который стал нашим полноценным партнёром наравне с Фондом кино, каналом НТВ. Мы выкупали все права на песни Максима Дунаевского и Юрия Энтина. Права на сам мультфильм принадлежат «Союзмультфильму». Все формальности были соблюдены. Этот вопрос, мне кажется, больше каких-то этических норм, чем юридических. Я понимаю замечательного режиссёра Гарри Бардина, который сделал мультфильм, ставший культовым, и не сомневаюсь, что и после нашего фильма его будут продолжать смотреть. Но было бы здорово, если бы он посмотрел наш фильм. И если после этого он останется при своём мнении, то его право, конечно. Мы предложили свою трактовку образов героев мультфильма, и она имеет полное право на жизнь, равно как и любые другие интерпретации. И звучат у нас не только всем известные песни в новой аранжировке, но и вообще написан новый музыкальный ряд для всей картины. Так что это просто два абсолютно разных произведения. – У вас дети самых разных возрастов – от 30 до трёх лет, поэтому в этом вопросе вы, наверное, подкованы как никто другой. На ваш взгляд, как поменялась психология детей, их восприятие мира? – Я могу привести пример не только своих детей. Вот у меня есть режиссёрская мастерская во ВГИКе. И в каждый новый набор приходят 17 – 18-летние ребята – уже совершенно другие по характеру и воспринимающие мир иначе, потому что времена меняются. Мне как режиссёру и как продюсеру очень важно чувствовать это дыхание времени. Двойной спрос – Ваш старший сын Илья Учитель – известный режиссёр, дочь Анна Пересильд недавно снялась в «Слове пацана» и поёт у вас в картине, Мария Пересильд уже успела сняться в «Императрицах». Как вы воспринимаете то, что делают ваши дети? – Ну, как вам сказать… У Ильи это его третья картина. И он уже доказал, что является абсолютно самостоятельной творческой личностью. Я только могу в чём-то продюсерски помогать, не более того. Я прихожу иногда в какие-то киноорганизации, где мы обсуждаем будущие проекты, и возникает вопрос, кто будет снимать – я или Илья. То есть он уже котируется сам по себе. Что касается Ани, действительно «Слово пацана» – это прорыв. Сериал пользуется таким огромным успехом, что я могу только поздравить авторов и всех, кто принимал в этом участие. Это действительно уникальный проект, очень правдивый и эмоциональный в смысле драматургии. При этом я изначально был против участия Ани в этом проекте. Это очень сложная роль – не просто с актёрской точки зрения, а вообще с человеческой. И я, и мама очень волновались, как она справится, но всё получилось. Теперь главное – пережить поток этой славы. Потому что с Аней просто так уже ходить невозможно, всё время кто-то подходит, просит сфотографироваться. – Наверное, для психики подростка достаточно серьёзное испытание? – Мне кажется, Аня всё-таки очень разумная девочка и звёздная болезнь ей не грозит. Но сейчас очень важно на этой волне популярности с большим вниманием относиться к новым предложениям и соглашаться только на те, уровень которых не ниже, заданного сериалом «Слово пацана». Аня пока играет интуитивно, за счёт естественности привлекает режиссёров. Но ей ещё надо окончить школу, потом театральный вуз, и дальше, я надеюсь, её ждёт долгая и интересная творческая жизнь. – А вы сами согласились бы снимать дочь в своей картине? В «Летучем корабле» Аня же только поёт за главную героиню… – Я уже снимал Машу в своем фильме «Цой». Ей на тот момент было всего шесть лет, а роль была довольно серьёзной. Она играла сына легендарного музыканта. Съёмки были тяжёлые, много ночных смен. Но к моему удивлению – в жизни она была не так дисциплинирована, – на площадке она проявляла какие-то чудеса собранности. Но знаете, если дети всё-таки участвуют в проектах студии, это происходит не потому, что я так решил. Аня вместе со всеми проходила конкурс, чтобы петь в «Летучем корабле». И поблажек ей никто не делал. Приходили девочки и с более сильным голосом, но здесь было важно не просто спеть хорошо, но и подстроиться под характер главной героини. И в комплексе у Ани это вышло лучше, чем у других, она взяла какой-то особой искренностью. Так что у меня спрос с моих детей в два раза больше, чем со всех остальных. Я сам когда-то это проходил – мой отец был очень известный документалист, режиссёр и оператор. И быть под гнётом известных родителей – это всегда очень тяжело. Очень тяжело. Надо быть на две головы выше остальных – только тогда есть шанс быть принятым. Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, что в прокат выходит фильм «Немая жизнь», снятый русскими в Голливуде.

Алексей Учитель рассказал, как снимали фильм «Летучий корабль»
© Нижегородская правда